Повесть
А.И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для
читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии
конца 19 – начала 20 века. И правда эта была ужасающей.
Сам
Куприн, как известно, служил в армии и знал «изнутри» все ее законы и
порядки. Он, впервые в русской литературе, откровенно и подробно
показал, как военщина уродует людей, сознательно уничтожая в них
личность. Писатель утверждал, что армии не выгодно иметь в своих рядах
думающих, критически настроенных людей. Сама армейская специфика
требовала в свои ряды машины, способные только подчиняться и убивать. А
когда все это накладывалось на российскую действительность, то армия
превращалась для человека в невыносимую пытку, финал которой был заранее
известен – смерть, духовная или физическая.
В
центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия
Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и
чувствующую. Ромашов – романтик. Он пришел в армию служить Родине,
защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой
начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает
Ромашова.
Герой
вступает в своеобразный поединок с окружающей его жизнью, армейской
машиной. Он пытается подходить ко всему с точки зрения человеческой
нравственности, морали. Ромашов пытается относиться к людям с любовью и
пониманием. Поэтому его сердце разрывается, а рассудок не может понять
того, что герой видит вокруг.
Пораженный
случаем с Хлебниковым, который был доведен до отчаяния издевательствами
офицеров, Ромашов начинает сострадать ему. Но, кроме этого, он
осознает, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и
обессиленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические
величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает
видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом
невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и
уничтожается.
Здесь,
в армии, Ромашов влюбляется. Его «богиней» становится Шурочка
Николаева, жена поручик Николаева. Эту женщину также со всей смелостью
можно назвать жертвой армейского уклада. Талантливая, способная, с
острым умом и красивой внешностью, она могла бы составить счастье
какого-нибудь выдающегося человека. Тем более что Александра Петровна
очень амбициозна. Она стремится в Петербург, туда, где, по ее мнению, и
происходит настоящая жизнь.
Именно
поэтому Шурочка так желает, чтобы ее муж сдал наконец экзамены и
поступил в академию генерального штаба. Это открыло бы ему путь для
дальнейшего карьерного роста. Героиня прикладывает все усилия, чтобы
поручик Николаев усвоил программу, но тому она дается с превеликим
трудом. К сожалению, муж Шурочки – недалекий и не очень способный
человек.
Ромашов
обожает Александру Петровну. Все в ней ему кажется прекрасным. Но
постепенно мы начинаем понимать, что романтичный герой во многом
придумал себе образ возлюбленной, наделил ее идеальными чертами. На
самом же деле Шурочка оказалась довольно взбалмошной и эгоистичной
натурой. Увлекшись «милым Ромочкой» от скуки и пустоты, она практически
становится виновницей его смерти. Между поручиком Николаевым и Ромашовым
происходит дуэль из-за Шурочки. И Ромашов погибает.
Эта
смерть очень закономерна в логике развития повести. Вспомним, что в
результате своих размышлений Ромашов приходит к мысли, что армия не
нужна совсем. Но не знает, что лично он может сделать для улучшения
ситуации. Можно сказать, что Ромашов оказывается на нравственном и
идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и
образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о
том, как это исправить.
Вообще,
в финале повести раскрываются и сводятся воедино все поединки, которые
герой вел на протяжении своей жизни. Это и поединок Ромашова с собой, со
своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с
обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению
самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальный поединок
Ромашова с его «соперником» - поручиком Николаевым.
Ромашов
гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен.
Герой проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В
такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн. Важно, что
гибнет Ромашов именно в тот момент, когда душа его полна любви к
Шурочке Николаевой. Тем самым Куприн еще раз подчеркивает, что
существующий строй, уклад губит все самое лучшее, живое, искреннее. В
армии и жизни, описанной писателем, нет места людям. Там выживает лишь
серость, рабы, пушечное мясо.
Даже
сила любви неспособна что-либо изменить в сложившейся системе. Или его и
не было здесь, настоящего чувства? Куприн показывает, что в армии нет
места христианской любви – к ближнему, вообще к человеку. Все здесь
построено лишь на насилии и уничтожении. Нет здесь места и любви
человека к самому себе, потому что система уничтожает это с корнем.