М о л и т в а.
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
М.Ю.Лермонтов перечисляет моменты, на которые традиционно опирается
понятие о счастье. Характерно, что ни сам поэт, ни его лирический герой(пустынная
душа!) этого не имеет, но молит Святую Деву не о себе. Счастье невинной девы (души,
достойной счастья!) для него дороже.
1. "Сопутников, полных внимания". Сам
поэт хорошо знал и рассказал нам, каково быть окруженными бездушными масками,
поэтому и молитва начинается просьбой послать "достойной душе" достойных ее и внимательных к ней спутников.
2. "Светлую молодость, старость покойную". Т.е. Свет Божий на протяжении
всей жизни, не омрачаемой страданиями и невзгодами. (Сам поэт немало изведал страданий).
3. «Мир упования», т.е. крепкую
веру и надежную опору, которую заслуживает это «сердце незлобное». (Не имел поэт такой опоры, тщетно стремился обрести)
4. «Восприять пошли к ложу печальному лучшего ангела». Кончину православную, чтобы ангел Господень сопроводил в мир иной. ( Не дано было поэту знать кончины, но мрачные предчувствия были)
Молитва - о ниспослании счастья юной невинной деве, у
которой впереди целая жизнь. А счастье видится только под покровительством
Божьей Матери, предстоящей пред Сыном и непрестанно горячо молящей Его об этой
душе.
Сам лирический герой даже и не смел молить Богородицу ни о своем счастье, ни о спасении.