Просветители 18 века считали, что придворный этикет отдален от основной
массы населения и призывали к более естественным манерам. Добродетели
буржуа, такие, как бережливость, трудолюбие, аккуратность постепенно
становятся основой поведения в обществе. В то же время нравы высшего
общества также меняются и на первый план выдвигаются другие ценности по
сравнению с 17 веком.Этические принципы и нормы «английского
джентльмена» становятся привлекательными для представителей других
стран. Требования к хорошему воспитанию в 18 веке.
Одним из важных
источников понимания хороших манер этого периода являются письма лорда
Честерфилда к сыну, где автор ставит своей целью направлять поведение
молодого человека в любом обществе и стране Европы.Хорошее воспитание
предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и
вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но
она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью.
Признавалось, что необходимо обладать не только моральными
достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно
легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих.
Поэтому хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен при
употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и
не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление
вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных
выражений. Также осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к
низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Человек должен был
уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и
письменно.Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и
тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование
моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее). По-прежнему
придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по
отношению к женщине — следовало почтительно приветствовать ее, не
сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и
открыто льстить.Поведение при королевском дворе сильно отличалось от
принятого в век абсолютизма. При соблюдении всех этических норм (не
обращаться к монарху первым, не выбирать тему беседы самому и т. д.)
правильным поведением считалась почтительность без признаков смущения и
тем более без самоуничижения. Эти же нормы поведения распространялись и в
отношении к другим вышестоящим лицам. Ценность человеческой личности
независимо от происхождения все больше возрастала, хотя предрассудки,
связанные с происхождением, были еще сильны.