Башкирский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени народного поэта Башкортостана Мажита Гафури (далее – БГТД, БАТД) учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, в первой столице БАССР. Объявленный государственной труппой БАССР коллектив складывался в течение длительного времени из различных творческих групп и ассоциаций: основная линия становления прослеживается в деятельности театральных объединений “Мусульманская драма и мелодрама” (1905) под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского, “Общество странствующих мусульманских актеров”(1907) под руководством Габдуллы Кариева (М.Х.Хайруллина), труппы “Нур”(1912) под руководством С.Г.Гиззатуллиной-Волжской, и ”Товарищество мусульманских драматических артистов”(1915), возглавляемое Муртазиным-Иманским. Последняя труппа, пополненная артистами красноармейских театров эпохи Октябрьской революции и гражданской войны в России, а также энтузиастами народного (фольклорного) театра, составила ядро творческого коллектива БГАТД в 1919 году. Художественным руководителем и директором первой государственной труппы БАССР стал известный в театральном мире России начала ХХ в. актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане Вали Муртазин-Иманский (годы жизни 1885-1938). Сценическая деятельность Муртазина-Иманского началась задолго до 1917 года. Он проработал в известных, по тем временам, труппах «Сайяр», «Ширкэт». В «Ширкэт» Муртазин-Иманский дебютировал в качестве режиссера: в Оренбурге поставил ряд пьес Ф.Амирхана, Г.Камала, среди которых знаменитая«Галиябану» М.Файзи. Когда встал вопрос о зарождении и руководстве первого государственного театра, Совнарком пригласил Муртазина-Иманского в Стерлитамак. Театр под его руководством прошел самые ответственные вехи своего пути: от своего основания (Муртазин-Иманский участвовал вплоть до вопросов архитектуры), до уверенной поступи профессионализма, ответственных гастролей, широкого общественного признания.
Огромную роль в становлении национальной сцены сыграла фольклорная драма. Уже в начале 20-го года зрители увидели первые башкирские спектакли: «Башкирская свадьба» (М.Бурангулов), «Карагол» (Д.Юлтый), «Башмачки» (Х.Ибрагимов), «Ашказар»(М.Бурангулова).
Репертуар театра во все годы его существования театра формировался по четырем кардинальным направлениям – освоение национальной классики, зарубежной, русской и современной отечественной пьесы.
Первым спектаклем первого государственного театра, именовавшийся под аббревиатурой «БТ-1» - Первый Башкирский государственный театр – стала драматическая хроника поэта и драматурга Ф.Сулейманова-Инана “Богатырь Салават” (“Салауат батыр”), поставленный Муртазиным-Иманским в декабре 1919 году. Тогда, в 1919 году, складывается первый репертуар БТ-1 - это драматическая поэма Ш.Бабича на коранические мотивы “Азазель”, драмы М.Бурангулова “Ашкадар” и “Алпамыша” по легендам и героическим сказаниям башкир, трагедии Д. Юлтыя “Мактым-хылу” и “Карагул”, Х. Ибрагимова “Зульхабира”, А.Тагирова «Янгура», «Красная звезда» (М.Гафури) на темы социальной истории башкирского народа. Появляются первые спектакли по произведениям русской и татарской драматургии - драма народника и деятеля русского народного театра Е.П.Карпова “Рабочая слободка”, со сцены не сходит знаменитая мелодрама Мирхайдара Файзи “Галиябану”. Спектакли показываются на сцене Стерлитамакского кинотеатра «Мираж».
В 1922 году, с расширением территориальных границ БАССР (Большая Башкирия) и перемещением столицы республики в Уфу, стерлитамакская труппа сливается с башкирской труппой Уфимского государственного Показательного театра. Объединенный коллектив формирует два состава: стационарный и передвижной – Башкирский государственный Передвижной театр (БПТ) для работы в республике, а также в башкирских районах других регионов страны.
В 1926 году труппа театра пополнилась первыми профессионалами театрального искусства - выпускниками первого набора театрального факультета первого Уфимского училища искусств: А.Мубаряков, Г.Мингажев, Б.Имашев, Ф.Шамуков, З.Бикбулатова, Ф. Тукаев, Р.Янбулатова, А.Садикова, Р.Сыртланов, Р.Файзи, Ф.Сулейманов, Х.Кудашев, Т.Бикташева и многие другие.
1930-31 годы в истории развития Башкирского театра — годы больших перемен. Художественно-эстетические идейные преобразования в БТ-1 на новом этапе связано с именем актера, режиссера и театрального педагога Уфимского училища искусств М.А. Магадеева (1901 – 1938). Создание в те годы знаменитой актерской системы русским театральным режиссёром, актёром и педагогом, реформатором театра К.С.Станиславским возымело действие на возникновение особой научной теории сценического творчества как эстетической и профессиональной основы искусства сценического реализма.