Прекрасно и
замечательно произведение Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел»,
которое вошло в цикл рассказов «Повести Белкина». По сюжету произведения
в повести есть рассказчик, которым является не сам автор, а он
повествование передает от лица Белкина. Иван Белкин эту историю услышал
от людей, которые были ее непосредственными свидетелями.
Стоит внимательнее отнестись и к композиции повести. Она разделена на
две небольшие главы, в которых кульминацией действия является поединки. А
вот символами таких поединков является выстрелы. Психологическое
описание дуэли, которая оказывается прерванной, дается поочередно двумя
рассказчиками. Скорее всего, оба они были свидетелями этой дуэли, но
воспринимают ее совершенно по-разному.
Первый рассказчик — это непосредственный участник самой дуэли, и на него
было направлено дула пистолета. В главах дается точное и подробное
описание этих выстрелов, которые несут за собой важнейшие изменения в
жизни людей, и не только потрясения. И вот такое ведение рассказа, его
перекрещивание позволяет автору показать более глубокую и трагичную
сцену дуэли, которая показывает, что человек может пойти на многое,
чтобы добиться не только уважение окружающих, но и уважение самого к
себе. Каждый из пушкинских героев должен был, прежде всего, одержать
победу над собой, оно только для этого нужен сильный и вольный дух и
обладание самими лучшими нравственными качествами.
Так, один из героев — граф. Он совсем потерял власть над собой и просто
предоставил все обстоятельствам. Поэтому он лишился и своей воли, но,
главное, достоинства. Сильвио оказался победителем в этой истории,
причем он не только победил противника в дуэли, но он победил его и
нравственно. Автор дает каждому из них свой выбор: благородство или
унижения и низость. И такой выбор делает и Сильвио, и граф, опираясь на
то, каковы их принципы в жизни и на то, что они ценят в ней больше
всего.
Сильвио вызывает странное отношение к себе у читателя. Так, с одной
стороны так хочется ему сочувствовать, попытаться понять, почему в его
душе нет покоя, и что его так тревожит. Но, с другой стороны, он ведь по
отношению к другому человеку, к графу, он ведет себя нехорошо, и этим
отталкивает читателя. Известно, что Сильвио всегда раньше был в полку
преуспевающим и первым. Это всегда в нем жило, и он стремился никому и
ни в чем не уступать. Он даже во вредных привычках преуспел. Так, если
нужно было быть буйным, так как это было модным. Он был в этом первым.
Потом эта мода в армии перешла на пьянство, и здесь он оказался впереди
всех.
А когда в моду вошли дуэли, то он стал участником всех. Так, где – то он
был главным действующим лицом, а где-то просто свидетелем. Товарищи
всегда любили Сильвио, что нельзя было сказать о его командирах, которым
он нарушал любой порядок в армии. Поэтому, когда появился молодой граф,
который превосходил его во многом, то Сильвио никак не мог с этим
смириться. Каждый раз, когда он его видел, самолюбие Сильвио страдало, и
он пытался как-то принизить графа, хотя тот очень был похож на него. Но
зато он постепенно вынашивал свою месть, которую потом все-таки
выполнил.
Автор построил свое произведение следующим образом: сначала идет
авторское вступление, а затем рассказ уже строится от лица Сильвио, и
уже в конце опять авторское отступление, которое подводит итог всему.
Каждая дуэль, описанная Пушкиным, имеет свои характерные детали.
Например, первая дуэль — это фуражка главного героя, которую прострелил
граф. Во второй дуэли уже пострадала картина от рук Сильвио, но, уходя,
граф тоже выстрелил в нее.
Пушкин очень интересно и в постоянном развитии показывает своих героев.
Так, молодой граф в начале повести кажется совершенно равнодушным, он
очень уверен в себе и совсем ни на что не обращает внимания, и ничего не
боится. Но уже в конце повести он выглядит совсем иначе: он уже
постоянно нервничает, боится и старается понять, как же ему все-таки
лучше всего поступить.
Как меняется на протяжении всего пушкинского произведения характер и
поведение героев, так же изменяется и их речь. Так, Сильвио и граф
рассказывают свои истории живо и красочно, но вот повествование самого
рассказчика кажется более скучным. Заметно, что Сильвио любит читать,
так как его речь более правильная и грамотная. Предложения его короткие,
но точные и описывают подробно действия. Он эмоционален, поэтому можно
понять, что чувствует герой и как он относится к тому, о чем он
рассказывает.
Постоянно чувствуется в рассказе и то, что ситуация, конфликт которой с
каждой сменой события нарастает, или не сможет разрешиться никогда, или
же его конец будет трагичен и печален. Но все-таки герои стремятся жить
так, как они того желают, хотят быть счастливыми. И, несмотря на то, что
произведение было написано уже больше, чем сто лет назад, сюжет его
по-прежнему остается интересным и актуальным. Перед читателями в
пушкинском произведении открывается новый и эмоциональный