Хохломская роспись получила название от большого торгового села Хохлома, расположенного в Нижегородской губернии. Сюда свозили на продажу деревянную посуду из ближайших деревень. Отличительной чертой изделий хохломского промысла стало применение технологии получения золотого цвета без применения драгоценного металла.Происхождение хохломского промысла овеяно легендами. Издавна в нижегородских деревнях рассказывали красивую и печальную легенду. В далекие времена жил в Москве талантливый мастер-иконописец Андрей Лоскут. Царь очень ценил мастерство художника и щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего на свете любил свободу. Однажды ночью покинул он царский двор и отправился жить в непроходимые керженские леса. Там он срубил для себя избу, где и продолжил заниматься любимым делом.
Но Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать искусство простое и красивое, как русская песня, чтобы в нем можно было увидеть всю поэтическую красоту родной земли. Вот тогда-то и появилась первая хохломская посуда, украшенная цветами, ягодками и веточками. Слава о чудесном мастере достигла окрестных земель. Отовсюду стали приезжать люди, чтобы увидеть его удивительное мастерство. Многие оставались жить в тех местах, желая научиться создавать такие же замечательные изделия.
Вскоре слухи о великом мастере достигли и самого царя. Он сразу понял, о ком идет речь, и повелел отряду стрельцов разыскать беглеца и привести во дворец. Но нашлись люди, предупредившие Лоскута о грозящей ему беде. Тогда он собрал в своей избе односельчан и раскрыл им секреты удивительного ремесла. На следующее утро в селе появились стрельцы и увидели, как пылает ярким пламенем изба художника. Как ни искали они Андрея Лоскута, но найти его так и не смогли. Остались лежать на земле его краски – красные, словно пламя, и черные, будто пепелище. Не стало мастера, но сохранилось его волшебное мастерство, по сей день радующее глаз и души людей.
Существуют и более прозаические версии возникновения хохломской росписи, наибольшее распространение получили две из них. Первая гласит, что деревянную посуду «под золото» начали окрашивать старообрядцы, скрывавшиеся от гонений в глухих заволжских лесах. Дело в том, что многие из них были мастерами иконописи или книжной миниатюры. С собой они привезли древние иконы, рукописные книги с красивыми иллюстрациями и великолепные образцы растительного орнамента. В то же время местные мастера в совершенстве владели искусством изготовления посуды на токарном станке. Когда их умение объединилось с талантом иконописцев и их умением создавать «золотую» посуду, и появился знаменитый хохломской промысел.
Согласно другой версии, имитация золота, близкая хохломскому искусству, возникла задолго до появления старообрядчества, в 40-е годы 17 века. Еще тогда ремесленники, проживавшие в селах Мурашкино, Лысково и Семеновское (ныне – город Семенов, превратившийся в один из главных центров хохломского промысла), изготавливали деревянную посуду, окрашенную в золотой цвет с помощью оловянного порошка. Этот промысел и стал предшественником хохломской росписи.