БРАТСТВА – религиозно-общественные организации при православных (впоследствии и греко-католических) приходах на Украине и Беларуси XVI–XIX вв. Почву для них подготовили традиционные приходские организации опекунов (ктиторов) святынь. Юридически оформлены православной церковью (см. Православие). Б. известны с сер. XVI в.: 1538 г. – братство скорняков в Вильне (ныне Вильнюс), 1542 г. – братство Благовещенского прихода в предместье Львова, 1544 г. – братство при приходе Николы во львовском Подзамче (окраина города). Б. стали широко распространяться в конце 80-х гг. XVI в., после того как Львовское братство добилось ставропигии от антиохийского патриарха Иоакима IV (см. Антиохийский патриархат). Изредка Б. были свойственны реформационные тенденции (см. Реформация), в частности, некоторые из них выступали против «идолопоклонских» обрядов (преимущественно тех, которые были дохристианскими народными обычаями, принятыми церковью). В конце XVI – нач. XVII в. Б. организуются в большинстве городов Галиции, Холмщины, Подляшья. В нач. XVII в. деятельными были Б. в городах Дрогобыч, Перемышль (ныне Пшемысль), Бельск (ныне Бельск-Подляски), Холм (ныне Хелм), Замостье (ныне Замосць; все в Польше), Бережаны; иногда возникают они и в сёлах. Ок. 1615 г. основано Киевское (Богоявленское) братство, ок. 1617 г. – Честнокрестенское Луцкое братство. Появляются Б. и в некоторых городах Левобережной Украины, но там их функции оставались обрядно-бытовыми. В одном православном приходе могло быть лишь одно Б. или два – «старшее» для женатых, «младшее» – для неженатых. Большинство Б. не допускали в свои ряды духовных лиц. Исключение – Киевское и Луцкое, где самыми влиятельными членами были православные монахи и шляхтичи. В противовес мещанским Б., стремившимся ограничить влияние церковной иерархии, духовенство также создавало Б., которые в той или иной степени были ему подчинены. Как только позиция православной церкви укреплялась, духовенство спешило освободиться от контроля со стороны Б., и тогда их место в общественной и культурной жизни занимали монастыри и епископские кафедры. Б. открывали средние (во Львове, Киеве, Луцке) и начальные школы (см. Братские школы), налаживали взаимопомощь среди своих членов, для больных и убогих устраивали «шпитали» (приюты), организовывали типографии. Типография Львовского Б. была одной из наибольших на Украине. Попытки наладить книгоиздание делали и др. Б. – Луцкое, Перемышльское. Уставы многих Б. предусматривали, что судить членов Б. должна выборная старши́на Б., категорически запрещали обращаться в светские суды. Б., по крайней мере самые активные среди них, создавали органы самоуправления, противопоставляя их органам государственной власти тогдашней Польши. Б. были организаторами движения в защиту православной церкви, выступали против Брестской церковной унии 1596 г. Только в XVIII в. распространились и греко-католические Б. Хотя их уставы предусматривали полное подчинение духовенству, некоторые греко-католические Б. долго отстаивали принцип выборности священников прихожанами. В некоторых районах Украины Б. сохранились до нач. XX в., а в Галиции даже позже. Начиная с 60-х гг. XIX в. светская и церковная власть создавала под названием Б. политико-религиозные организации, которые не имели ничего общего с прежними украинскими Б., хотя провозгласили себя их преемниками. В XX в. ряд Б. возник также в среде мирян Украинской греко-католической церкви и Украинской автокефальной православной церкви как на Украине, так и за её пределами, но эти объединения отличались от традиционных Б. Літ.: Ісаєвич Я. Братства та їх роль у розвитку української культури XVI–XVIII ст. К., 1966; Isaievych Ja. Between Eastern Tradition and Influences from the West: Confraternities in Early Modern Ukraine and Byelorussia. «Rеseаrche Slavistiche», 1990, vol. 37; Успенське братство: його роль в {369} українському національно-культурному відродженні: Доповіді і повідомлення наукової конференції 4–5 квіт. 1996 р. Львів, 1996.