К началу VI века Франкское государство занимало значительную территорию. Однако власть франкских королей династии Меровингов быстро ослабевала, а территория, на которую она распространялась - сузилась. К середине VII века восстановила независимость Аквитания, почти полностью отделился Прованс и ряд других земель, так что под властью франков реально остались лишь земли между реками Луарой и Рейном, но и они не сохраняли единства. На этих землях возникли три самостоятельные королевства: Австразия ("Восточное государство"), Нейстрия ("Новое западное государство") и Бургундия.
В VIII веке распад и раздробление Франкского государства не только приостановился, но и Франкские королевства вновь воссоединились. Франки восстановили власть над всей прежней территорией и даже продвинули границы далеко за пределы древней Галлии, включив в себя Италию, значительную часть Германии, ряд западнославянских областей и Северную Испанию. Что же произошло? Как франкам удалось не только вернуть, но и значительно расширить территорию и укрепить власть?
Поворот в истории Франкского государства связан со сменой королевской династии. Королей династии Меровингов сменили Каролинги, которые принадлежали к знатному роду восточных франков. В начале VII столетия в их руки попала высшая административная должность майордомов при королях Австразии. Кто же такие были майордомы?
В переводе с латинского языка слово "майордом" обозначало должность старшего по дому, управляющего хозяйством дворца. Первоначально, они были простыми слугами королей - начальниками дворцовых служб. Позднее майордом стал управляющим королевским имуществом по всей стране. Он имел право распоряжаться королевскими землями и казной. Власть короля, ее слабость или сила, стала зависеть от богатства и силы майордома. А поскольку в его руки постепенно переходило распоряжение королевской собственностью, то со временем именно он и становится высшим должностным лицом в стране. На должность майордома короли назначали самых влиятельных лиц в королевстве, и вскоре эта должность стала наследственной, т. е. передаваться от отца сыну.
Представители династии Меровингов все еще по-прежнему называли себя королями, но влиять на события в своих королевствах реально они уже не могли. Современники с презрением называли последних представителей династии Меровингов "ленивыми королями". Длинноволосые "ленивые короли" из династии Меровингов лишились почти всякой власти, и на них уже никто не обращал внимания.
Вот что сообщает летописец Эйнгард: "Представители династии Меровингов уже давно не проявляют ни одной добродетели. Единственное, на что еще способны короли, так это носить королевский титул, иметь длинные волосы и бороду, важно восседать на троне и изображать монархов. Когда короли принимали послов, они отвечали на их вопросы только по подсказке своих советников. Короли не были богаты. В личной собственности у них было лишь небольшое поместье, приносящее скромный доход, где они проживали со своими немногочисленными слугами. Даже расходы на весьма скудное питание оплачивал управляющий дворцом, и то в зависимости от настроения: Если королю надо было куда-нибудь поехать, ему подавали, как простому крестьянину, повозку, запряженную быками. А всеми вопросами, по управлению королевством ведал управляющий, королевским двором.
Длинноволосые короли пока еще полагали, что и их длинные волосы, и волы, которые считались священными животными, и деревянная телега, на которой они, ездили - все это символы их королевского достоинства и их права управлять франками, только в силу Божественной воли. Но теперь уже никто, кроме них самих, не помнил о магическом смысле длинных волос, волов и деревянной телеги. Власть мыслилась теперь как сила. А сила и богатства реально находились в руках майордомов. Во главе каждой из четырех областей, составлявших раздробленное Франкское государство, стоял свой майордом.