Задание 1.
Перепишите. Объясните написание –н, -нн.
Ране..ый боец – изране..ный солдат, сея..ая мука – посея..ое зерно, кипячё..ая вода – вскипячё..ое молоко, краше..ый пол – покраше..ый – забор, коше..ый или некоше..ый клевер – скоше..ая трава, стреля..ый воробей – подстреле..ая птица, пуга..ая ворона – испуга..ая лошадь, гаше..ая или негаше..ая известь – погаше..ый костер, тка..ая скатерть – вытка..ый ковер, жжён..ый кофе – сожжё..ое письмо, балова..ый ребенок – избалова..ое дитя – девочка избалова..на родителями, кова..ый меч – некова..ое железо – скова..ые движения, стриже..ый мальчик – стриже..ые под польку волосы – остриже..ая голова, дистиллирова..ая вода, линова..ая тетрадь, асфальтирова..ая улица.
Задание 2.
Из данных рядов слов выберите одно «лишнее»
А. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый
Б. Деревя..ый, оловя..ый, стекл..ый, торф..ой
В. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый
Г. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая
Д. Торжестве..ый, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый
Задание 3.
Составьте с данными словами предложения пли словосочетания так, чтобы в одном случае в этих словах надо было писать -нн, а в другом случае — -н. Объясните написание, указывая часть речи и подчеркивая слова как члены предложения.
Образец:
Bezymyannyy-11.jpg
Организова(н, нн)о, образова(н, нн)о, продума(н, нн)о, рассея(н, нн)о, сосредоточе(н, ин)о, обдума(н, нн)о, настороже(н, нн)о.
Задание 4.
Выразительно прочитайте текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы. Определите, какое правило о написании –н, -нн иллюстрируют данные примеры.
Синее спокойное озеро в глубокой раме гор, окрыле..ых вечным снегом, темное кружево садов пышными складками опускается к воде, с берега смотрят в воду белые дома. Кажется, что они построены из сахара, и все вокруг похоже на тихий сон ребенка.
Серая лента дороги броше..а в тихое ущелье гор, дорога моще..а камнем, но кажется мягкой, как бархат, хочется погладить ее рукой.
(По М. Горькому)