В оде создается идеальный образ монархини. Начинается произведение с описания возлюбленной тишины. Все ее достоинства могут быть сравнимы только с Елисаветой, душа которой тише зефира. Когда она взошла на престол, то положила конец всем войнам. «Я россов счастьем услаждаюсь, / Я их спокойством не меняюсь / На целый запад и восток». Поэт вспоминает перемены к лучшему времен Петра. И Елисавета продолжает его начинания. Поэтому никто не может удержаться от пения ей похвал. Ее щедроты ободряют души и зовут тем самым к новым свершениям.
Поэт дает сравнение ее благодеяний с ветром, который ведет пловца через ярые волны к брегу. Звукам следует молчать, так как Елисавета решила расширять науки. И вихрям надо не дерзать, а разглашать о прекрасных теперь временах. «Зиждитель мира» послал «в Россию / Человека, каков неслыхан был от века». И он преодолел все препятствия и Россию с собой возвысил до небес.
Снова поэт возвращается к образу Петра, меча которого страшился даже Марс. Да и Нептун с трепетом смотрел на российский флаг. Тогда же науки смогли попасть в Россию через горы, реки и моря. И монарх благосклонно относился к этому процессу. Но Петр умер. Кроткая Екатерина взяла правление в свои руки и открыла к счастью дверь. Пространная держава остается только благодарна ей. В державе есть неисчерпаемые богатства, наука цветет благодаря щедрости монархини Елисаветы. Все сокровища России требуют искусство «утвержденных рук». Благодеяния государыни простираются и на снежные вершины, и в глубокие леса. Поэтому все могут лишь прославлять ее дар. Невежество перед ней бледнеет, и с ее помощью русские Колумбы спешат в неведомые страны.
Там хороший уголок, где тучи разных птиц летают, рощи полны ароматом, и там не знают суровой зимы. Плутон из расселин передает россам в руки драгой металл из гор. И затем поэт обращается к тем, кто ожидает Отечество «от недр своих». Нужно дерзать, так как сейчас самое подходящее время для этого. «Дерзайте ныне ободрений / Раченьем вашим показать, / Что может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». Поэт прославляет науки, которым расширила путь монархиня. Именно они питают юношей, подают отраду старым. В счастливой жизни они являются украшением, в несчастной — помогают. И вообще, они нужны везде: и в дальних странствиях, и в домашних хлопотах. «Науки пользуют везде, / Среди народов и в пустыне, / В градском шуму и наедине, / В покое сладки и в труде».
Теперь непосредственно самой монархине поет славу поэт, именуя ее источником милости и ангелом. Никто не посмеет пойти против нее войной. И сам зиждитель будет охранять ее. «И жизнь твою благословенну / С числом щедрот твоих сравнит».