Многочисленные пейзажные зарисовки в «Касьяне с Красивой Мечи» также органично связаны с развитием сюжета, являясь его неотъемлемым компонентом. Они нужны автору для того, чтобы глубже вскрыть идею, утверждаемую Касьяном, и наглядно показать его страстную влюбленность в родной край. Тургенев обладал способностью «одухотворять пейзаж» (Флобер) личным чувством. Но в то же время его описания природы совершенно свободны от элементов субъективизма. Картина бездонного лазурного летнего неба, которым любуется автор, не является чужеродной в художественной ткани рассказа,- она служит раскрытию его идейно-художественного смысла. Эстетическое восприятие окружающего мира во всей его многообразной полноте и гармонии сближает барина-охотника и мужика Касьяна, доказывая равенство их «духовной природы», что так рьяно отрицали защитники крепостного рабства. Словом, в «Касьяне с Красивой Мечи» элементы этнографичности уступают место всесторонней характеристике человеческой индивидуальности. Здесь все подчинено раскрытию «странного», необычного для мужика миросозерцания Касьяна.