Лев Николаевич Толстой говорил: «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь». Мудро, вроде бы просто, но как это осуществить в реальности. Необходимо понять, насколько возможна ситуация самостоятельного «созидания» счастливой жизни и как человек это реализует, имея личные представления о том, удалась жизнь или нет. Созидателем или разрушителем своей судьбы становится человек, стремясь к благополучию, невзирая на способы и средства достижения предполагаемой цели. Герои новеллы «Ожерелье» дают ответы на эти вопросы.
Написанное в 1884 году «Ожерелье» явило собой прекрасный образец короткого рассказа с неожиданной концовкой, заставляющей читателя по новому осмыслить художественное повествование. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем: конфликт желаний и возможностей, несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования, пагубное воздействие буржуазного общества на душу, человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.
Жанр: социально-философская новелла, так как в ней изображается общечеловеческая ситуация и одновременно существование героев в определённых социальных условиях.
Новелла - эпический жанр, в переводе с итальянского термин обозначает "новость". Это произведение малого объёма, для которого характерен динамичный сюжет, отсутствие описаний, всё внимание концентрируется на сюжете, который часто завершается неожиданной, непредсказуемой развязкой.
Смысл названия
Ожерелье – двигатель сюжета, мерило положения человека в обществе, возможность ощущать себя «достойным», счастливым человеком, по мнению героини, причина краха жизненных надежд.
Тема: рассказ о том, как случай резко изменил жизнь героини, о плате семьи Луазель за удовольствия одного бала. Новелла о незаслуженных бедствиях, обрушившихся на хороших, честных людей. В произведении воплотилась не очень весёлая концепция жизни писателя: человеческая жизнь полна разочарований, в ней мало радости, жизнью правит случай.
Идея произведения звучит в словах героини: "Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека".)
Конфликт в новелле "Ожерелье" - столкновение человека с социально ограниченными возможностями, "маленького человека" с обстоятельствами.
Композиция «Ожерелья» строится по классическому для новеллы принципу. В экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель. Девушка рисуется им как существо слабое, красивое и тянущееся к лучшей жизни, в окружении изысканных вещей и людей. Завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа. Конфликт произведения имеет двунаправленный характер: постоянно борющаяся сама с собой г-жа Луазель вынуждена выступить ещё и против неблагоприятных внешних обстоятельств – в начале отсутствия достойного наряда, затем – драгоценностей для его украшения. Деньги на платье Матильде даёт муж, алмазное ожерелье – богатая подруга, г-жа Форестье. Счастливая героиня попадает на министерский бал, затмевает собой всех присутствующих и сполна наслаждается тем вниманием, о котором мечтала всю жизнь. Кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья. Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии. Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Случайная встреча Матильды с г-жей Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым, как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни.
В смысловом отношении «Ожерелье» распадается (и графически разделяется самим автором) на три части: в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника; во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев; в третьей, самой маленькой, описываются тяжёлые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.