1Эраст соблазняет бедную девушку, а затем бросает ее. Но при каких
обстоятельствах это происходит? Эраст играл в карты и проиграл своё
состояние. Единственным выходом было жениться на пожилой богатой вдове. И
– страшные слова автора о том, что эта старуха-вдова давно была
влюблена в Эраста! Он продаёт себя старухе.
Но это только
начало. Дальше – герой Пушкина, который ради трёх карт готов стать
любовником старой графини. Перекличка ощущается.
Лиза своей страшной смертью выводит Эраста из оцепенения. Она, по сути, приносит себя в жертву.
Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он
не смог утешиться и почитал себя убийцею.. . Его отрезвила, вывела из
оцепенения её смерть.
Эраст не коварный соблазнитель, он
искренен в своих клятвах, он и виновник трагедии, и жертва своего
пылкого воображения. И автор не решается строго судить своего героя, он
(автор) выступает в повести в роли пересказчика той истории, которую ему
поведал Эраст: «Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам
рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке» .
Имя Эраст в переводе обозначает «горячо любящий» , «влюбленный» ,
«поклонник» , что вполне оправдывает его присутствие в роли такого
героя.
"Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый
дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но
слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем
удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и
жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала
впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно
живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или
не бывшие) , в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно
гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы,
отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои
провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно
искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям» ,
– думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой
свет. "
Можно сказать, что с Эраста начинается в русской
литературе череда героев, главными чертами которых являются слабость и
неприспособленность к жизни и в которых зарождаются черты «лишнего
человека» (Евгений Онегин, Германн в «Пиковой даме» , Рудин Тургенева,
Обломов Гончарова и др.) .