Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу
«убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл
дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется.
Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью
к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина
кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины —
суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.
С точки
зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или
противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из
лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и
обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из
этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а
другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о
безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.
Предопределение,
по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия
вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.