Составить предложения смешанной конструкции: с сочинением и подчинением

0 голосов
115 просмотров

Составить предложения смешанной конструкции: с сочинением и подчинением


Русский язык (47 баллов) | 115 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчикбыл добрый; 2) говорили(односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожностьтребуется; 4) метинка была; 5) это не ставится.

Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

1) мальчик был добрый;
2) только калачнику всегда говорили;
3) что с Селиваном требуетсяосторожность;
4) потому что у него на лице былакрасная метинка;
5) это даром не ставится.

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Мальчик был добрый /1 но только калачнику всегда говорили /2 что с Селиваном требуется осторожность /3потому что у него на лице была красная метинка /4 а это даром не ставится /5.

Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что. Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а. Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1–2: Мальчик был добрый /1, нотолько калачнику всегда говорили /2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но;

б) 2→3: только калачнику всегда говорили /2, что с Селиваном требуетсяосторожность /3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

в) 3→4: с Селиваном требуетсяосторожность /3, потому что у него на лице была красная метинка /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

г) 4–5: у него на лице была красная метинка /4, а это даром не ставится /5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а;

д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуетсяосторожность /3, потому что это даром не ставится /5).

Вертикальная схема сложного предложения:

[   ]1, но [  гл.]2
   доп.↓
(что – союз)3
прич.↓      
(потому что – союз. сл.)4, а ( – )5

Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но. Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что; придаточное стоит после главного.

II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что; придаточное стоит после главного

III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а.

Горизонтальная схема предложения:

[   ]1, но [  гл.]2, (что – союз)3, (потому что – союз)4, а ( – )5.

Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится(Лесков).

(483 баллов)