Я предлагаю
проиллюстрировать четыре главные «школы» в теории революции -
бихевиористскую (поведенческую), психологическую, структурную и
политическую - работами их наиболее известных представителей. По
необходимости обсуждение будет весьма выборочным и кратким (397).
1. Первая современная теория революции предложена в 1925 г.
Питиримом Сорокиным (370). Он делал свои выводы, исходя прежде всего из
опыта русской революции 1917 г., в которой принимал участие. Его теорию
можно считать бихевиористской, поскольку он сосредоточился на причинах,
«порождающих революционные отклонения в поведении людей» (370; 367), и
искал причины этого «отклонения» в области основных, базовых
потребностей и инстинктов человека. «... постановка грандиозной драмы,
комедии или трагедии революции на исторических подмостках предопределена
первым долгом репрессированными врожденными рефлексами» (370; 383).
Революция кардинально преобразует типичное человеческое поведение -
«революция» в поведении людей наступает незамедлительно: условно
принятые «одежки» цивилизованного поведения мгновенно срываются, и на
смену социуму на волю выпускается «бестия» (370; 372). Сорокин
прослеживает и документирует подобные изменения в разных областях
человеческой жизни и поведения. К таким изменениям относятся:
«подавление собственнического инстинкта масс», «подавление полового
рефлекса», «подавление импульса к соревновательности, творческой работе,
приобретению разнообразного опыта», «извращение религиозных, моральных,
эстетических и других приобретенных форм поведения» (370; 41-169). Все
это «приводит к дисфункции условных инстинктов, нарушает послушание,
дисциплину, порядок и прочие цивилизованные формы поведения и обращает
людей в беснующиеся орды сумасшедших» (370; 376).
Затем автор задает основной теоретический вопрос «почему?» и
выдвигает в качестве ответа на него две главных гипотезы. Первая
относится к движущим силам, которые стоят за революционными массами.
«Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение
числа подавленых базовых инстинктов большинства населения, а также
невозможность даже минимального их удовлетворения» (370; 367). «Всеобщее
подавление базовых инстинктов человека», либо подавление большого их
числа неизбежно приводят к революционному взрыву. Для этого «необходимо
также, чтобы «репрессии» распространялись как можно более широко, и если
не среди подавляющего числа людей, то по крайней мере среди достаточно
весомой группы населения» (370; 369). Среди основных инстинктов Сорокин
перечисляет: желание есть («пищеварительный рефлекс»); индивидуальную
безопасность («инстинкт самосохранения»); «рефлекс коллективного
самосохранения; потребность в жилище, одежде и т. п.; сексуальный
инстинкт; инстинкты собственности, самовыражения и личностной
идентификации. Подавление потребности в свободе («в смысле свободы слова
и действия»), в свободе общения, монотонность жизни и подавление
творчества указываются в качестве дополнительных. Как отмечает автор,
репрессии и ограничения приобретают различную мотивирующую силу в
зависимости от привычного и стандартного уровней удовлетворенности.