Задача 2. Если Вы смотрите на окружающий мир не только с позиции потребителя, а еще и задаетесь вопросом, как он устроен, то легко справитесь с большей частью этого задания. В приведенном кроссворде по горизонтали зашифрованы названия простых веществ и химических элементов, а в одном из столбцов по вертикали – некое слово, имеющее непосредственное отношение ко всем этим элементам.
Разгадайте все названия и ключевое слово и объясните, как оно связано с этими элементами.
1. Из этого металла сделано множество электрических проводов, делающих Вашу жизнь ярче и светлее.
2. А соединения этого элемента «отвечают» за то, чтобы Ваша жизнь была еще и теплее!
3. С оксидом этого элемента Вы часто играли еще в глубоком детстве. А если летом ходили купаться на пляж, то обязательно видели там его неисчерпаемые запасы. “Do not eat!”.
4. Что характерно, на том же пляже Вы видели не меньшие запасы оксида и этого элемента. А без этого оксида жизни нет никакой вообще!
5. Запах оксида этого элемента Вы ощущаете всякий раз, когда зажигаете обыкновенную спичку.
6. Это простое вещество необходимо нам просто как воздух! А точнее, воздух без него нам и вовсе не нужен.
7. Порывшись в карманах или сумочке, Вы почти наверняка обнаружите изделия из этого металла целиком, или содержащие его в составе сплава.
8. А вот изделия из этого металла по карману уже не каждому! Правда, на большей части девушек что-нибудь эдакое все же и найдется.
9. Иногда кажется, что этого тяжелого металла лучше бы и не было вовсе. Ядовитая типографская краска, присадка к бензинам, уродующая экологию, пули и снаряды – вот неполный перечень его «заслуг» перед человечеством. Но ведь есть еще автомобильные аккумуляторы, оплетки силовых кабелей, тяжелые и легкоплавкие сплавы, защита от рентгеновского излучения и т.д.
Задача 3. «Кислотные осадки» – следствие деятельности человека: при сжигании различного топлива (бензина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество вредных газов. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой, эти газы превращаются в серную и азотную кислоты.
Напишите формулу серной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят (по порядку) два атома водорода, один атом серы и четыре атома кислорода.
Напишите формулу азотной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят (по порядку) один атом водорода, один атом азота и три атома кислорода.
Определите относительные молекулярные массы серной и азотной кислот.
Некоторый химический элемент третьего периода образует кислоту, у которой значение относительной молекулярной массы такое же, как у серной кислоты, причем количество атомов кислорода в этих кислотах одинаково. Определите этот элемент и напишите формулу кислоты.
Сравните строение атомов серы и фосфора.
Атомы серы или фосфора проявляют более ярко выраженные неметаллические свойства. Ответ обоснуйте.
Какие из перечисленных явлений относят к физическим, а какие – к химическим: а) сгорание бензина, б) выплавка железа из руды, в) идет дождь, г) разрушение мраморных скульптур под действием кислотных осадков, д) растворение азотной кислоты в воде, е) обугливание лучинки в серной кислоте.
Задача 4.
В ювелирном деле традиционно используют драгоценные камни, например, рубин, сапфир, аметист. Эти камни отличаются большой прочностью, прозрачностью и яркостью окраски. Рубин – драгоценный камень красного, аметист – фиолетового, сапфир – синего цвета. Однако не все знают, что цвет этих камней зависит только от примесей, а основной химический состав у них одинаков. Основное вещество этих драгоценных камней содержит 52,94% алюминия и 47,06% кислорода, а относительная молекулярная масса вещества больше относительной молекулярной массы водорода в 51 раз.
1 Определите формулу этого вещества.
2 Какое это вещество – простое или сложное? Ответ объясните.
3 Напишите известные Вам области применения алюминия.
4 Сколько электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома алюминия?
Задача 5. Мысленный эксперимент.
Предложите способ разделения смеси, состоящей из поваренной соли и глины. Какое оборудование вам понадобится? На каких физических свойствах веществ основан метод разделения?