Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из
образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов
своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской
реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над
произведением. «Горе от ума» дает общую картину русской жизни эпохи
после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир
– «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового – главная
социальная интрига пьесы.
И.А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, — роль
Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина
нравов». Образ Чацкого – это образ «нового» человека, смелого и
непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее,
врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с
волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он дает
беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему
традиции «века минувшего». Незаурядный, остроумный, он, бесспорно,
возвышается над этим обществом. Столкновение Чацкого с Фамусовым
обществом было неизбежно. Оно принимает постепенно все более
ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого. Его взгляды
против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она
проявляется еще не в острой форме. Фамусов выступает в роли воспитателя
Чацкого. Сперва Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить
руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не
блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Смотрели
бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! — поучает Фамусов. А в
ответ — монолог Чацкого «А судьи кто?». Он гневно высказывается против
идеалов фамусовского общества, против существующих в нем порядков. В
своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите
Нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?… Вот уважать
кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Эти
страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: Он
вольность хочет проповедать! Духовные качества Чацкого выявляются в
подборе слов, в построении фразы, интона
циях, манере говорить. Речь этого литературного героя — это речь
оратора, высокообразованного человека, прекрасно владеющего словом. По
мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все
больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование,
гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и
цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни,
клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, как
Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это
сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его
сторонников многочисленны.
Чацкий вынужден уехать из Москвы «искать по свету, где оскорбленному
есть чувству уголок». Однако бегство Чацкого нельзя воспринять как его
поражение. Гончаров сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы,
нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством сипы свежей. Он
вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу – «Один в поле не
воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой
воин, застрельщик и – всегда жертва».
Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: его
осудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своей
борьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения и
передовых идей.Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из
образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов
своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской
реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над
произведением. «Горе от ума» дает общую картину русской жизни эпохи
после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир
– «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового – главная
социальная интрига пьесы.
И.А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, — роль
Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина
нравов». Образ Чацкого – это образ «нового» человека, смелого и
непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее,
врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с
волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он дает
беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему
традиции «века минувшего». Незаурядный, остроумный, он, б