Для территории Китая характерны большие различия в природных условиях, особенностях исторического развития, географии населения и хозяйства. Сложился существенный (почти в 10 раз) разрыв в уровнях экономического развития, отраженный показателями национального дохода на душу населения, между наиболее развитыми в промышленном отношении приморскими провинциями и городами центрального подчинения (Шанхай, Пекин, провинция Ляонин и т. д.), с одной стороны, и внутренними частями страны (Тибет, Синьцзян, Гансу и др.) — с другой.
В Китае ведется постоянная работа над сеткой экономических районов, которая бы адекватно отражала специфику социально-экономической обстановки и взаимосвязи элементов хозяйственных комплексов. В официальных статистических материалах, правительственных и партийных документах используется сетка “районов кооперирования” 1958 г. Каждый из выделенных районов — Северо-Восточный, Северный, Восточный, Центрально-Южный, Юго-Западный и Северо-Западный — включает административные единицы с разным уровнем развития хозяйства, различной специализацией. Главный принцип их выделения — экономическая взаимодополняемость частей района, его самостоятельность и возможность независимого функционирования. Создание полного набора отраслей и производств в каждом из них без учета экономической целесообразности и рентабельности формировало разорванное, распадающееся на отдельные элементы экономическое пространство, которому не было свойственно территориальное разделение труда.
Реформирование хозяйства Китая в 80—90-е годы выдвинуло на первый план такие факторы его регионального развития, как привлекательность для иностранного капитала, втянутость территорий в международные экономические связи, адаптационные возможности структуры экономики регионов, готовность населения к восприятию нововведений и т. д. Это привело к усилению центробежных тенденций в “районах кооперирования”, сетка которых полностью перестала отвечать сложившейся ситуации.
В начале 80-х годов начали разрабатывать сетки районов, в основе которых лежало разделение территории страны на три зоны: Восточную, Центральную, Западную. Такой подход отражает главные территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии и дает базу для выработки пространственной стратегии. Небольшие различия в конкретном составе каждой из зон в вариантах, предлагаемых различными авторами, не отражаются в их главных характеристиках.
Экономически наиболее мощная Восточная зона должна стать ведущей в создании и росте новых, прежде всего наукоемких, отраслей и производств промышленности, в привлечении иностранных капиталовложений и в выпуске экспортных товаров. В ее состав включены восемь приморских провинций и все города центрального подчинения — Шанхай, Пекин и Тяньцзинь. Развитие ее тесно связано, кроме того, с формированием “особых экономических зон”. В них концентрируется иностранный и китайский капитал, стимулируется дальнейшее развитие таких наукоемких отраслей, как электроника и электротехника, или высокодоходных — текстильной, швейной, пищевой. Создается мощная социальная и производственная инфраструктура. Кроме того, для иностранного капитала открыть! 14 портов, особый внешнеэкономический статус получают о. Хайнань и территория в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян.
В Центральной зоне будет концентрироваться получение значительной доли топлива и электроэнергии, химических продуктов, сырья и полуфабрикатов. При возникновении соответствующих благоприятных условий будут создаваться отрасли и производства, определяющие дальнейшее развитие науки и техники.
В Западной зоне, относительно пока слаборазвитой, с небольшой промышленностью, предпочтение отдается росту сельского хозяйства, использованию минерально-сырьевых ресурсов, первичной переработке всего местного сырья, транспортному