СОЧИНЕНИЕ - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?
М.И. Цветаева
Рассмотрим этот новый для школы жанр. Вот как трактует понятие «интерпретация» Литературный энциклопедический словарь: интерпретация (от лат. interpretatio - истолкование, объяснение), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания, т. е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение и основные жанры критики литературной), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (графика, театр, кино и другие искусства).
Интерпретация существовала уже в античности, теоретические основы интерпретации сложились у толкователей священного писания.
В русском литературоведении термин «интерпретация» появился в 20-е годы, но обрел актуальность лишь в 70-х годах. Толкование художественного произведения неминуемо зависит от личности исследователя, постижению содержания сопутствует «духовное общение» читателя с автором, при этом активно участвует интуиция и присутствует оценочное отношение к искусству.
Цель интерпретации - достигнуть, опираясь на определенные достоверные данные, адекватного, хотя всегда лишь относительно полного понимания первоосновы текста. В идеале истолкование литературы — познание не тенденциозное: интерпретатор как бы переселяется душою «вовнутрь» стихотворения и отдает себя в его власть.
СХЕМА АНАЛИЗА (ИНТЕРПРЕТАЦИИ) ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
I Выходные данные.
1. Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
2. Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.
П. Структура образов и развитие конфликта1
1. Тема2 и идея3.
2. Композиция4.
3. Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета5 (если есть).
4. Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами.
5. Черты лирического героя.
Ш. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, инвектива, баллада и т. д.)
IV. Основные особенности поэтического языка.
1. Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения...).
2. Аллюзия, реминисценция (если есть).
Аллюзия — в художественной литературе, ораторской и разговорной речи — одна из стилистических фигур: намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который полагается общеизвестным. Цель — вызвать в памяти читателя определенные ассоциации, навести на размышления.
Реминисценция (от позднелатинского reminiscentia — воспоминание), в художественном тексте (преим. поэтическом) черты, наводящие на воспоминание о другом произведении... Как сознательный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
3. Языковой поуровневый анализ:
- поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);
АЛЛИТЕРАЦИЯ - (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - вид звукописи :