Обычно в стремлении к успеху мы стараемся перенять опыт тех, кто уже добился его. Однако не менее полезным и поучительным было бы познакомиться поближе и с обратной стороной успеха. В чём причина неудач? Почему они преследуют одних людей и не настигают других? Можно ли научиться избегать провалов? Давайте попробуем разобраться.
Если попытаться выявить и классифицировать основные причины поражений, то в самом общем виде они будут выглядеть следующим образом:
Тактика. Это ошибка «Как делать?», то есть плохой способ выполнения.
Стратегия. Это ошибка «Что делать?», то есть неправильный выбор путей достижения цели.
Целеполагание. Это ошибка «Зачем делать?», то есть постановка ложных, ненужных вам задач.
Давайте рассмотрим каждую из этих причин подробнее.
Ошибка в тактике
Сэм Карпентер (Sam Carpenter) начал свой бизнес в 1984 году. Он вложил свои средства в компанию Centratel, которая предоставляла услуги телефонного диспетчера для врачей, ветеринаров, электриков и людей других специальностей, которых часто вызывают по телефону. Однако не всё пошло так, как планировалось.
В течение следующих 15 (!) лет Сэм работал от 80 до 100 часов в неделю практически без какого-либо продвижения вперёд.
Сэм Карпентер, предприниматель: "Представьте себе максимально психически и физически истощённого человека, а затем умножьте это на 10. Именно таким я был. Это было ужасное время. Я уже собирался объявить себя банкротом".
Однако именно в этот критический момент он решил попробовать всё изменить. Сэм буквально под микроскопом пересмотрел все бизнес-процессы компании и выписал подробные правила для каждого из них.
Как сделать презентацию новой услуги? Как пополнить абонентский счёт? Как оформить заявку и передать её исполнителю? Для каждой процедуры было составлено пошаговое руководство, которому обязали следовать всех сотрудников.
Дальше случилось удивительное. Продолжительность рабочей недели Карпентера быстро снизилась со 100 часов до менее чем 10 часов в неделю. Он был больше не нужен, чтобы гасить каждую чрезвычайную ситуацию, потому что у сотрудников появились подробные инструкции для любого случая. Качество и скорость их работы повысились, а доходы компании Centratel выросли на 40%.
Как избегать тактических ошибок
Фиксируйте свои действия.
Измеряйте результат.
Корректируйте свою тактику и возвращайтесь к первому пункту.
Ошибка в стратегии
В марте 1999 года Джефф Безос (Jeff Bezos), основатель Amazon, решил попробовать новые направления развития компании. Сначала это был Amazon Auctions — сервис, который предоставлял возможность любому человеку продать что угодно. Оглушительный провал. Затем решили открыть сервис Amazon zShops, позволяющий компании любого размера создать свою торговую площадку на Amazon. Его постигла та же плачевная участь.
Джефф Безос, основатель Amazon: "Я вложил миллиарды долларов в неудачные проекты в рамках Amazon.com. В буквальном смысле миллиарды".
Однако несгибаемый Джефф решился создать ещё одну платформу для сторонних продавцов. В ноябре 2000 года был запущен Amazon Marketplace, который предоставляет возможность продавать новые и бывшие в употреблении товары на площадке Amazon. Эта стратегия сработала. В настоящее время доля Marketplace составляет почти 50% от общих продаж на Amazon.com.
Как избегать стратегических ошибок
Запускайтесь быстро.
Не вкладывайте все свои средства.
Анализируйте достижения. В случае их отсутствия ищите новую стратегию и возвращайтесь к первому пункту.
Ошибка в целеполагании
Реймонд Крок (Raymond Albert Kroc) до 50 лет не имел никаких выдающихся достижений. Все его проекты регулярно терпели неудачу, так что в конце концов он стал бродячим торговцем, предлагающим различным кафе и ресторанам купить бумажные стаканчики. Всё изменилось в тот момент, когда он переступил порог закусочной братьев Макдоналдов. Именно здесь к нему пришла идея организации сети заведений быстрого питания McDonald’s, которая сделала автора одним из 100 наиболее важных людей века по версии журнала Time.
Реймонд Крок, основатель корпорации McDonald’s: "Два наиболее важных требования для большого успеха: во-первых, быть в нужном месте в нужное время, а во-вторых, делать что-то для этого".
Неправильное определение целей — самый разрушительный для успеха вид ошибки. Она возникает тогда, когда ваши внутренние запросы и желания не совпадают с тем, что вам навязывает общество, родственники или обстоятельства. В этом случае, какую бы вы стратегию или тактику ни применили, большого успеха не видать.
Как избегать ложных целей
Берите иногда паузу и прислушивайтесь к своим внутренним ощущениям. Научитесь их ценить.
Ищите свою страсть. Именно так: не желание, не мечту и не удовольствие, а страсть.
Игнорируйте критиков. Критика — очень полезная штука, когда нужно исправить стратегические или тактические ошибки. Но на этом уровне она только вредит.