В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями. Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме. Воистину «злые языки страшнее пистолета»!
Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии.
Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова.
Вон он на цыпочках, и не богат словами;
……………………………..
Молчит, когда его бранят!
Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия.
Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям
Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию. Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом. Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает:
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
…………………………………………..
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Фамусовское общество губит ростки свободомыслия.
Таким образом, в комедии «Горе от ума» А.А.Грибоедов описал конфликт между устаревшими формами жизни и новыми веяниями. Переход от старого к новому – всегда процесс болезненный и тяжёлый.