Союзники окружили египтян, которые сражались с мужеством обреченных. Рамсесу II грозила смерть или, в лучшем случае, пленение. Однако вскоре положение фараона выровнялось подходом остального войска. Битва разгорелась с новой силой. Противники разошлись лишь с наступлением темноты. На следующий день Рамсес II планировал возобновить сражение, но хетты отступили. Фараон торжествовал победу, которая, однако, досталась ему дорогой ценой: на поле битвы полегло несколько тысяч египтян. Предприняв неудачную попытку взять штурмом Кадеш, Рамсес II вернулся в Египет. В результате этого похода ему не удалось закрепиться в Сирии и Палестине.
В течение целых 16 лет Рамсес II воевал с хеттами. Его последующие походы в Сирию проводились с большей осторожностью. Лишь на двадцать первом году царствования ему удалось захватить Кадеш. Хеттский царь Хаттусили III подписал с ним мирный договор, скрепленный женитьбой фараона на хеттской царевне.
Рамсес II совершил несколько походов в Нубию, где подавил несколько восстаний туземных племен.
Рамсес II правил Египтом в течение шестидесяти шести лет. Его долголетнее царствование было ознаменовано не только военными успехами, но и широкой строительной деятельностью. По его приказу в Дельте было построено несколько новых городов, и среди них новая столица Египта Пер-Рамсес ("Дом Рамсеса"). При Рамсесе II была завершена постройка гигантского колонного зала в фи-ванском храме Амона-Ра, а также был возведен возле Фив роскошный храм, получивший название Рамессея. В Абидосе был воздвигнут особый храм заупокойного культа. В Нубии Рамсес II построил ряд храмов, среди которых особенно выделялся величественный пещерный храм в Абу-Симбеле с фасадом, украшенным четырьмя колоссальными статуями фараона-завоевателя.
Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.
Рамсес II (ок. 1317–1251 до н.э.) еще в детстве недолгое время был соправителем своего отца, Сети I. Опираясь на успехи, достигнутые его великим отцом, Рамсес попытался вернуть Египту былую славу и сплотить азиатские владения Тутмоса III. В начале своего правления он предпринял два военных похода против хеттов – в то время наиболее могущественного народа в Западной Азии. Второй из них завершился битвой при Кадеше в Сирии. Рамсес едва не потерпел полное поражение и спас свою жизнь лишь благодаря личной смелости и своевременной поддержке с тыла, но это сражение стало главным предметом его гордости и было увековечено в многочисленных величественных памятниках как славная победа. На самом же деле эта «победа» вынудила Рамсеса примерно через 15 лет заключить с хеттами договор – первый из известных в истории, в котором новая азиатская держава признавалась равной Египту. Этот договор был даже скреплен браком между Рамсесом II и дочерью царя Хаттусилиса III, после чего ее возвели в ранг главной жены египетского царя.
Длительное – протяженностью ок. 67 лет – царствование Рамсеса II было сравнительно мирным. Он остался в истории Египта как один из великих строителей, и едва ли в стране найдется хотя бы один город, не украшенный возведенным им храмом. Не менее усердно он приписывал себе строительство памятников, которые возвели его предшественники. Хотя резиденцией Рамсес II сделал родину своих предков в восточной части Дельты, где выстроил для себя великолепную новую столицу, он благоволил и к Верхнему Египту – храмам Абидоса, Луксора, Карнака и Западных Фив. Там он возвел свой заупокойный храм, известный под названием Рамессеум. Огромный храм, выстроенный им в Нубии, в Абу-Симбеле, был обречен на затопление при сооружении высотной Асуанской плотины. Однако его удалось воссоздать на новом, более высоком месте. Вырубленный в скале гигантский храм Абу-Симбела с четырьмя колоссальными изваяниями Рамсеса – самое замечательное и лучше других сохранившееся сооружение, которое он возвел. Правда, по размерам его превосходит Гипостильный зал в Карнаке, наряду с Великой пирамидой Хуфу причисляемый к чудесам света. Рамсес II, без сомнения, был столь же велик, как Тутмос III, но усердие в строительстве своих и присвоении чужих памятников обеспечило ему наибольшую известность среди всех фараонов.