В 1914 г. угроза войны, которую мировые правители готовили фактически полуоткрыто, была очевидна. Однако украинские политические партии по оба берега Збруча не теряли оптимизма. И в новых геополитических условиях они пытались ставить перед мировой общественностью украинский вопрос, организовывать общественный и парламентский давление на властные структуры «своих» государств.
Весной того трагического года украинство готовилось отметить столетний юбилей Тараса Шевченко. Однако царские власти запретили проведение любых торжеств, а могилу поэта в Каневе окружили плотными жандармскими редутами. Несмотря на это в Киеве состоялись демонстрации, а во многих городах и селах — шевченковские праздники.
Торжественно отметили юбилей поэта — будителя галичане, буковинцы и закарпатцы. 28 июня 1914 во Львове состоялся Шевченковский сдвиг — массовый осмотр формирований » Сечи «, «Сокола «, » Пласт» и других военизированных обществ, которые морально и физически готовили юношество к предстоящим сражениям за возрождение собственного государства.
В тот же день в столице Боснии — Сараево был убит преемника австрийского престола архикнязя Франца Фердинанда и его жену Софию. Этот террористический акт и стал поводом для начала страшной мировой бойни, в которую были вовлечены 48 из 59 государств мира. Противники разбились на два блока. В одном из них были Германия, Австро — Венгрия, Турция и Болгария. Ко второму вошли Англия, Франция, Россия. Галичане и надднепрянцы вынуждены были сражаться в составе враждующих сторон: к русской армии было мобилизовано 4 млн украинском, а более 300 тыс. служили в цесарском армии. Трагизм ситуации заключался еще и в том, что на Прикарпатья фронте галичанам нередко противостояли их этнические собратья — Надднепрянщины Украинской и казаки кубанских полков.