Первый, кто обратил внимание на воспитательное значение романа Дефо и,
можно сказать, приобщил к детской литературе, был Жан Жак Руссо. В
педагогическом романе «Эмиль» он объявил «Робинзона Крузо» книгой,
достойной в течение долгого времени составлять «всю библиотеку»
подростка.
«Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный
помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий, однако, себе
пропитание и самосохранение и достигающий даже некоторого
благосостояния, - вот предмет, интересный для всякого возраста, предмет,
который тысячью способов можно сделать занимательным для детей» . Здесь
же Руссо дает указания, как надо сократить книгу применительно к
детскому чтению: «Этот роман, из которого мы выкинем все лишнее,
начнется кораблекрушением Робинзона возле его острова и кончится
появлением корабля, который приходит, чтобы взять его к себе на борт.
Эта книга будет служить Эмилю и забавой и поучением» .