Василек синий (centanrea cyanus L.) имеет множество других русских названий: блават, волошка, лоскутница, ржаная лоскутница, синецветка, синьки, синюшник, синюха и др.
Василек синий - однолетнее или двухлетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Стебель прямостоячий, в верхней части ветвистый, достигает высоты до 80 см. Листья очередные, серо-зеленые, паутинно-шерстистые. Нижние листья черешковые, остальные сидячие, линейные, цельнокрайние. Ко времени цветения нижние листья отмирают. У василька красивые голубые, синие, реже лазоревые или белые цветки. Соцветия — одиночные корзинки, располагаются на концах безлистых частей стеблей. Цветет с июня до поздней осени. Плоды созревают в августе и представляют собой продолговато-яйцевидные семянки с хохолками.
Распространено растение в основном в северной и средней частях Европейской части России, на Украине, Белоруссии, на Урале, в Сибири, на Камчатке, в предгорных районах Средней Азии. Встречается на сорных местах, вдоль дорог, у лесополос, но излюбленным его местом являются поля ржи и пшеницы, причём как яровые, так и озимые. Обильно растет на паровых землях, не гнушается землями, занятыми другими злаковыми культурами (ячмень, овес), а также льном, люцерной, клевером и др. Считается, что василек и пришел к нам вместе с рожью и с тех пор сопровождает этот злак. Известно, что там, где не сеяли рожь, там не знали и василька.
Такая постоянная связь василька с рожью объясняется тем, что василек — растение не туземное, а был завезен к нам вместе с рожью из западной части Азии. Вот почему, он, как рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, особенно же в первые периоды существования Греции.
Первое появление василька в Европе относят ко временам Плиния Старшего (37—79 гг. н.э.) когда рожь в древнем Риме считалась таким хлебным злаком, которым питались самые бедные и только в случаях крайнего голода.
Тот же Плиний говоря о васильке, как о цветке, употребляемом для плетения венков, сообщает, что во времена Александра Великого, он в Греции не был еще известен.
По другим источникам, василек попал в Европу еще позже, лишь во времена крестовых походов. Но, согласно другим источникам, василек был прекрасно известен древним римлянам.
Другая римская легенда так объясняет причину постоянного сожительства василька с рожью, среди хлебных нолей. Когда богиня жатвы и земледелия Церера гуляла однажды по хлебным полям и радовалась тому благословению и благодарности, которые ей расточало за них человечество, вдруг из гущи колосьев раздался жалобный голос росших там васильков: «О, Церера, зачем ты приказала вырасти нам среди твоих хлебных злаков, которые покрывают своими роскошными колосьями всю страну? Сын земли рассчитывает только количество барыша, который ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас даже одним благосклонным взглядом! Так дай же и нам такую же снабженную колосом вершину, как у поникших от тяжести хлебных колосьев, или же позволь нам расти где-нибудь отдельно, где бы мы могли избавиться от презрительных взглядов человека».
На это богиня ответила василькам: «Нет, милые мои, не для того поместила я вас среди шумящих хлебных колосьев, чтобы вы приносили какую-нибудь пользу человечеству; нет, ваше назначение гораздо выше, чем- то, которое вы предполагаете и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого народа — колосьев. Потому-то вам и не следует, подобно им, шуметь и клониться отягощенной головой к земле, а наоборот, вы должны свободно и весело цвести и глядеть, как чистый образ тихой радости и твердой веры, вверх на вечно-синее небо — местопребывания божества. По этой же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние, чтобы отличить вас, как служителей неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а богам — верность. Имейте только терпенье, настанет день жатвы, когда все эти колосья падут под рукой жниц и жнецов, и тогда вы, кажущиеся теперь заброшенными и одинокими, обратите на себя всеобщее внимание. Жнецы будут искать и рвать вас и, свив из вас себе венки, украсят ими свои головы, или же, связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь».
Слова богини успокоили обиженных васильков. Исполненные благодарности, они замолкли и радовались своему выдающемуся положению и своему высокому назначению.