Айтыс – песенное импровизированное состязание акынов. Вступившие в айтыс акыны воспевают свой род, жуз, героев и прославленных людей своего жуза.
О строителях коммунизма, видимо, тоже пели в определённые годы – не обманывает же в этом устаревший ныне словарь советских времён, но когда Жамбыл вступил в айтыс с Кулмамбетом или Биржан состязался с Сарой, о коммунизме и его строителях никто в Казахстане ещё и не слышал.
Кулмамбет бахвалился богатством своего рода, воспевал баев; род Жамбыла – шапрашты – богатством не отличался, поэтому Жамбыл в своём песенном диалоге с Кулмамбетом воспел батыров своего рода, настоящих защитников земли казахской, воспел красоту родной земли – и победил.
Проигравшим в айтысе считался (и сейчас тоже считается – айтысы проводятся и в наши дни) тот, кому нечего возразить на слова соперника, не о чем и не о ком больше петь, или тот, у кого рвались струны на домбре – инструмент не выдерживал накала борьбы. Правда, иные и сами эти струны рвали, когда слов не оставалось, считая, что лучше проиграть из-за струн, чем признать правоту соперника или упустить победу из-за того, что не смог найти слов для возражения.
Опытный акын Биржан, надеявшийся на лёгкую победу над посмевшей состязаться с ним Сарой, очень скоро почувствовал, что она достойный соперник, и ради победы схитрил – начал тему, против которой Саре нечего было возразить. Это была тема бесправного положения женщины в обществе. Биржан упрекнул Сару в том, что она, женщина, не может даже своей судьбой распорядиться – а так оно и было: её, умницу и красавицу, собрались выдать замуж за умственно отсталого, и она на самом деле не имела права даже возразить. Сара пропела в ответ на упрёк Биржана такую песнь-плач по женской судьбе, что даже этот хитрец несколько устыдившись, выразил в ответной песне слова сочувствия. Но всё же победил: она ведь признала правоту его слов...