В
средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры,
педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой.
Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и
новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе
проникновения религиозной идеологии христианства.
Философско-педагогическая
мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным
источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями
христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
В педагогике раннего средневековья
господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие
идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного
воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу.
Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое
получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.
Аскетизм, усердное чтение религиозной
литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний,
мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие
средневековому идеалу воспитания.
К VII
веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное
дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном
состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были
многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость
в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась.
Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.
Преемником античной традиции оказались
церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала
единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями
Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными
предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь
учебный материал.
В
средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские
школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех
типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего,
высшим сословиям средневекового общества.
Монастырские
школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых
родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились
на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В
качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены
рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика,
позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.
Епископальные
(кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы
епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким.
Помимо чтения, письма, счета и закона Божия,
изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных
сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье).
Наиболее известными были школы в Сен-Жермену.
лучали ученую степень «доктора наук».
Основными
методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать
лекции: обязательные дневные и повтори