На первый взгляд, в пьесе один конфликт – личный: Чацкий приезжает, видит любимую девушку – Софью, удивлен и разочарован ее холодностью к нему. Но, по ходу действия, наблюдается столкновение его взглядов со взглядами отца Софьи – Фамусовым. Тот пытается аккуратно выведать намерения молодого человека, Чацкий как обычно язвит; спор начинается с известнейших строк о службе: "…прислуживаться тошно". Фамусов, убежденный в своей правоте, приводит в пример очень уважаемого им дядюшку Максима Петровича. Вот умный человек – не пожалел затылка и теперь осыпан почестями. Чацкий иронично с этим соглашается, сравнивая два поколения: Фамусова и его, отмечая, что теперь готовых "жертвовать затылком" и желающих "поподличать" скупо жалуют государи.
"Карбонарий", "опасный человек" – таков приговор Чацкому, вынесенный Фамусовым. Он возмущен: как же так?! В собственном доме слышать подобные вольности! "Да он властей не признает!".
Так начинают завязываться оба конфликта: личный и общественный. Но и в отношениях с Софьей, и в разговорах с Фамусовым и ему подобными Чацкий встречает непонимание. У Софьи он пытается узнать, кого же она любит, не желая поверить тому, что она предпочла "бессловесного" Молчалина. Первое подозрение закрадывается в его душу, когда Софья, узнает о падении Молчалина с лошади:Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга.Она не осознает, что этот "единственный друг" мало того, что глуп, – он еще и лжец, и пытается объяснить Чацкому, за что же она полюбила Молчалина. Для нее ее избранник "уступчив, скромен, тих… и на душе проступков никаких".Недоверие по отношению к нему людей фамусовского круга доводит до того, что его объявляют сумасшедшим, а раз он безумен – значит, и мысли и идеи его – бред.
Общество отгораживается этой ложью, т.к. взгляды Чацкого его пугают, как пугает все непонятное, противоречащее собственным понятиям. Спор получил такой исход из-за абсолютной противоположности позиций спорящий. Для Чацкого главное достоинство – "ум бойкий, гений смелый"; для Фамусова такой человек "прослывет мечтателем…опасным". Подобное неприятие у него по отношению к книгам: "Ученье – вот чума…" и к любым нововведениям.