В России, как и в Беларуси, Литве и Украине, дополнительно введена разрешительная система на перевозки опасных грузов. Она подразумевает обязательное согласование маршрута движения со всеми территориальными (областными) подразделениями ГИБДД, по дорогам которых будет перевозиться опасный груз.
Спутниковая навигация для «опасников»
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 365 определено, что с 1 января 2006 года все вновь вводимые автотранспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Постановление Правительства № 922 от 3 августа 1996 г. предусматривало установку на грузовых автомобилях уже с 1 января 1998 года тахографов, контролирующих время работы водителя и таким образом позволяющих предотвратить ДТП из-за его усталости.
Основные нормативные документы, регулирующие перевозку опасных грузов
С 1994 года в России сложилась ситуация, когда при организации перевозок опасных грузов одновременно применяются Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Правила) и положения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), к которому наша страна в тот год присоединилась.
Согласно статье 31 Закона 257-ФЗ, на движение транспортных средств с опасными грузами (независимо от их свойств) по автомобильным дорогам требуется разрешение органа исполнительной власти, в ведении которого эти дороги находятся. Предварительно маршрут перевозки должен быть согласован с владельцами автодорог. Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:
"Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 N37, от 14.10.1999 N 77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997)."Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 76)."Правила дорожного движения" (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что "Перевозка ... опасных грузов ... осуществляется в соответствии со специальными правилами"."Кодекс РФ об административных правонарушениях", статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде "административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда".
Согласование маршрута следования
Практика согласования маршрута сложилась в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов и требует представления определенных документов. Механизм прост: разработанный маршрут направляется в подразделение Госавтоинспекции по факсимильной связи и таким же способом возвращается перевозчику с отметками о согласовании. В этом случае единственным дополнительным требованием является проведение экспертизы факсимильных копий и удостоверение так называемого результирующего маршрута в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Процедура получает все большее развитие. Имеются даже организации, оказывающие перевозчикам услуги по согласованию маршрутов перевозки.
Согласование маршрута перевозки опасных грузов заключается в выполнении следующих действий:
указание в документах разрешенного пути следования;при необходимости назначение сопровождения транспортного средства с опасным грузом другим автомобилем (в зависимости от условий движения для сопровождения используется автомобиль, оборудованный проблесковым маячком желтого цвета, или патрульный автомобиль Госавтоинспекции);контроль соблюдения перевозчиком специальных требований к загрузке транспортного средства.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом однозначно определяют порядок согласования маршрутов движения транспортных средств с опасными грузами:
если перевозка осуществляется в пределах одного муниципального образования, то следует обращаться в подразделение Госавтоинспекции в этом муниципальном образовании;когда маршрут пролегает по территории нескольких муниципальных образований, но не выходит за пределы территории субъекта Российской Федерации, вопрос решается в республиканском, краевом или областном подразделении Госавтоинспекции;маршрут, проходящий по территории нескольких субъектов Российской Федерации, согласовывается с каждым соответствующим республиканским, краевым или областным подразделением Госавтоинспекции.
В республиканских, краевых и областных подразделениях Госавтоинспекции назначен единый день для согласования маршрутов перевозки опасных грузов – вторник. С учетом объема работ рассмотрение материалов может проводиться дополнительно в другие дни.