1
Мир и Россия в начале
эпохи Великих географических открытий
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках;
Работать с исторической картой:
- показывать пути движения экспедиций первооткрывателей;
- показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный;
- показывать на карте географические объекты, открытые поморами;
Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные;
Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы;
Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
§1, стр. 13 устно ответить на вопросы для работы с текстом §, устно выполнить задания по карте
2
Территория, население и
хозяйство России в начале XVI в. Смоленщина в составе Московского государства. «Ожерелье земли Русской»
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях;
Работать с исторической картой:
- показывать на карте территории расселения казачества в XVI в ;
Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.;
Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечать на вопросы, делать выводы;
- используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период;
Решать проблемные задания;
Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике);
Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории);
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
Объяснять последствия присоединения Смоленска к Московскому государству. Объяснять смысл выражения «ожерелье земли русской»; особенности архитектуры смоленской крепости.