1. Работайте с заголовком.
- Прочитав заголовок, остановитесь! Сформулируйте для себя о чём пойдёт речь в тексте.
- Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему.
- Составьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
- Попытайтесь, насколько это возможно дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
- После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте предположения с реальным содержанием текста.
2. Работа с текстом
- Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть найдите к ним объяснение в словарях или справочниках, или обратитесь к тем, кто это знает.
- Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно
Из старого материала мешает пониманию, и повторите это. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
3. Ведите диалог с автором.
- В процессе чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем содержании.
- Обязательно проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительного ответа на свои вопросы, ищите их в тексте. Не нашли ответа в тексте, ищите в других источниках.
4. Выделяйте главное!
- Читая текст, старайтесь отделить главное от второстепенного. Думайте, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль дополняет и обосновывает.
- По ходу чтения составляйте устный или письменный план.
- Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты.
- В случае необходимости делайте выписки.
- Рассматривайте все данные в тексте примеры, придумайте аналогичные.
- На протяжении всего чтения представляйте себе то, о чём читаете.
5. Запоминайте изученный материал.
- Объясните в чём связь мыслей-пунктов вашего плана.
– Перескажите текст по плану.
– Ответьте на вопросы к тексту, если они есть.
6. Проверьте себя!
- Ответив на вопросы, проверьте по тексту правильность своего ответа.