Наташа «не удостаивается быть умной», так как принадлежит к тем персонажам, которые живут «умом сердца».
Об уме героини судить сложно. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. Сама же героиня не оценивает и не анализирует поступки и явления. Она обладает собственным знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное – мелочи, не стоящие внимания.
В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – все вздор, а вот она — настоящее”. Толстой хотел показать не испорченную светом девушку, восхищенную первым балом.
Наташа провела большую часть своей жизни в деревне и не посещала светские рауты. Эта отрешённость от приёмов в высшем обществе положительно сказалось на общем представлении маленькой Ростовой о людях. Но настал тот день, когда она поехала на свой первый бал. При описании девушки автор использует эпитеты: «счастливая девочка», «счастливая улыбка». Наташа думает о людях на балу, представляет себе, что все они «добрые, милые, прекрасные», наивно не замечая лжи, разврата, интриг света. «Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею. “Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем”, и еще многое и многое сказала эта улыбка.». Она была совершенно не похожа на остальных девушек на балу. «Наташа Ростова казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.»
Во всех своих поступках Наташа следует законам простоты, доброты и правды. Сила любви героини заключается в том, что её самопожертвование бескорыстно. Эта сила наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа Ростова, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им повозки, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей.
По отношению к Наташе нельзя ответить, умна она или глупа. Она «не удостаивает быть умной», потому что выше и сложнее понятий ума и глупости. Мы можем оценивать героиню, основываясь только на содержимом её внутреннего мира, её светлой души.