Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей
картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и
разрушения города Помпеи близ Неаполя. Полотно выставлялось в Риме, где
получило восторженные отклики критиков и переправлено в Парижский Лувр.
Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за
рубежом. Сэр Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».
Классическая
тема, благодаря художественному видению Брюллова и обильной игре
светотени, вылилась в работу, на несколько шагов вперёд отстоящую от
неоклассического стиля. Последний день Помпеи отлично характеризует
романтизм в русской живописи смешивающийся с идеализмом, повышенным
интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным
историческим сюжетам. Изображение художника в левом углу картины
является автопортретом автора.