Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью.
Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.
е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций
своего народа, своей социальной группы
и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее
социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также
степенью развития индивидуальных способностей.
Интегративная и дезинтегративная функции культуры.
На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.
Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей —
членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к
одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура
сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.
Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она
противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и
общности.
Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось
ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения
становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее
поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в
которых может и должен действовать человек. Культура регулирует
поведение человека в семье,
школе, на производстве, в быту и т. д. , выдвигая систему предписаний и
запретов.
Функцию трансляции (передачи) социального опыта
нередко называют функцией исторической преемственности, или
информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему,
передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.
Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения
всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно
культуру считают социальной памятью человечества.
Функция познавательная (гносеологическая)
тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле
вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества
поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о
мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и
освоения.
Регулятивная (нормативная) функция связана
в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон,
видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта,
межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей
и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и
духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими
нормативными системами, как мораль и право.
Знаковая функция является важнейшей в
системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему,
культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих
знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык
(устный или письменный) является средством общения людей. Литературный
язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной
культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи,
театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.
Ценностная, или аксиологическая, функция
отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как
определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные
ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще
всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное
и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием
соответствующей оценки.