В «Кайдашевой семье» И. Нечуй-Левицкий показал особенности украинского национального характера, изобразив жизнь одной семьи. Беспрерывные ссоры, потасовки, взаимные обвинения, на которые тратится часто наша энергия в родственной жизни, побудили писателя написать это произведение. Автор стремится найти причины таких семейных войн в национальном характере украинцев. Развитие действия в повести состоит из последовательного, хронологического изложения событий жизни крестьянской семьи. Автор мастерски воссоздал индивидуальные черты каждого из персонажей, раскрывая их психологические особенности.
Старый Кайдаш - трудолюбивый крестьянин. Но, как и большинство его односельчан, Омелько странным чином объединяет набожность с пьянством. Очевидно, именно поэтому сыновья не уважают отца. Так показаны разрушения одного из важных родственных укладов, ведь уважение к родителям - это один из тех элементов, который укрепляет семью. Поскольку старого Омелька по-настоящему интересует, что происходит дома, то понятно, что хитрая, капризная Маруся заправляет хозяйством. Автор характеризует ее как крикливого провокатора семейных распрей.
По украинскому обычаю, невестка входит в дом родителей мужа и должна подчиняться свекрови. И как это нередко бывает, невестка и работает мало, и делает все не так, как нужно. Поэтому конфликт завязывается тогда, когда Карп решает вступить в брак с Мотрей. И если сначала невестка была «сердечком», то дальше Маруся «стояла над душой у Мотри, будто есаул на барщине, а самая не бралась и за холодную воду». Конечно, такое отношение все больше бесило Мотрю, так как характер она тоже имела сложный. И вдобавок жизнь у Кайдашей сделала Карпову жену сварливой, злой, эгоистичной, и
Карп с Лаврином хотя и братья, тем не менее имеют разные характеры. Даже будущих жен ребята представляют совсем по-разному. Карп насмешливый, гордый, сердитый и капризный. Женой он хочет избрать девушку рабочую и бойкую, «и чтобы была немного кусачей, как мухи в спасовку». Как видим, Мотря такая и есть: работящей, проворной, но вот и «кусачесть», о которой говорит Карп, во время жизни у Кайдашей развивается чрезмерно, иногда переходя в злость.
Вместе с тем младший Лаврин тихий, мечтательный, романтичный по-сравнению с братом. Идеальной женой он видит красивую, тихую девушку, как его Мелашка. В развитии сюжета показаны характеры героев. Чем дальше, тем упорнее они борются за мотовило, кружку, свиток полотна. Самые ожесточенные бои происходят, конечно, за землю, за скот. Все это очень досадно и абсурдно, ведь они родные люди, которые живут рядом и ежедневно из-за мелочи (ведь земли хватило бы всем понемногу) портят друг другу расположение духа, делая родственную жизнь невыносимой. Но самое главное, что каждый из них имеет свой собственный характер, свои собственные как положительные, так и отрицательные черты. И каждый чувствует себя правым, желая во весь голос довести во что бы то не стало эту правоту. Никто из героев уступать не хочет. Не хотят они и изменяться, чтобы стать более близкими, избегнуть конфликтов. Но все же изменяются, только или к лучшему ли?
Омелько спился окончательно, Кайдашиха смысл жизни видит в распрях, без которых не минует ни один день. Родной брать рассорились из-за груши, Мотря из обычной бедовой девушки превратилась на сварливую бабу, даже Мелашка научилась грубостям, закалившись в семейных баталиях.
Критического момента развитие конфликта достигает в описании очередной потасовки Мотри с Кайдашихой, во время которой Маруся теряет глаз. К этой потасовке привлеченная вся семья, члены семьи в которой изображены как разожженные ненавистью враги, готовые даже поубивать друг друга. Поэтому условное перемирие в конце произведения является лишь передышкой перед новыми битвами. Понятно, что не только груша, а что угодно может стать причиной ссоры.
Безусловно, экономически затруднительные условия жизни только усиливают чувство собственности у героев произведения, но все же следует призадуматься, было ли все на самом деле хорошо, если жизнь Кайдашев и Кайдашенков была зажиточной. Наверное, ответ на это очевиден, ведь минуют столетия, а таких семей не уменьшается, так как все равно всегда находится, что поделить, и за что поссориться.