Гриша – маленький двухлетний мальчик. Он знает мир, ограниченный рамками
его дома: детская, гостиная, кухня, отцовский кабинет, куда ему нельзя.
Самым интересным миром для него была кухня. Там была кухарка, плита,
там были непонятные разговоры кухарки с няней. Мама и нянька были вполне
понятными персонажами в жизни Гриши. Они были нужны для того, чтобы
кормить и одевать его. Еще в его жизни были тетя и кошка. Отец был
непонятен, потому что Гриша не знал, зачем он вообще нужен. Но еще более
непонятными существами были лошади. Гриша не знал, кому и зачем они
нужны. Однажды кухарка вывела Гришу гулять, и он увидел совсем иной мир:
лошади, извозчики, собаки, прохожие. Он шел по улицам рядом с няней и
смотрел на этот красочный, неизвестный для него мир. Гриша был очень
тепло закутан, ему было жарко и душно. На бульваре к няньке подошел
какой-то человек. Сначала они долго говорили, а потом пошли куда-то и
повели с собой Гришу. Они пришли в какую-то грязную комнату, где их
встретила кухарка, и сели за накрытый стол. За столом мальчику дали
кусок пирога, а нянька дала ему попробовать водки из своей рюмки. Гриша
сидел за столом и смотрел, как взрослые пили, ели и как потом обнялись и
стали петь. Когда вечером, после посиделок нянька привела Гришу домой,
он очень хотел рассказать маме о том, каких он видел лошадей и собак,
как пила нянька, как пела кухарка, но, не умея толком говорить, он
просто расплакался. Мама решила, что мальчик просто переел и, дав ему
касторки, уложила его в постель. Произведение А.П. Чехова «Гриша» — это
попытка проникнуть в неуловимую детскую душу и понять психологию
ребенка. Что чувствует маленький мальчик, столкнувшийся с миром
взрослых, какие у него мысли, что он понимает и хочет ли вернуться туда
еще, – на все эти вопросы отвечает блестящий рассказ писателя.