Олимпиадные
задания по литературе
(школьный этап)
8 класс.
1.
Определите
автора, название произведения по данному отрывку:
а) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. "Что за притча?.. Да где же я?" Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... "Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашел? Такдалеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять".
б) «…ничего не видал, кроме деревушки,
окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре
скирда сена, полузанесённые снегом; с
другой – скривившаяся мельница, с
лубочными крыльями, лениво
опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты
соломою».
в) « Стоял он сам собою, на просторе, и
ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый
кое-как застеклёнными окнами
- ни забор, ни ворота,
ни сенцы, ни наличники, ни
ставни» .
г) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно
было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными,
ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке,
пожелтевшая и сморщенная, всё же
осталась живой и мягкой, на ней
возились свободные от игры, а
лучше сказать, проигравшиеся ребята».
(По одному баллу за правильно названное
произведение)
2.
Перед
вами термины, которые были собраны в три
группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название
каждой группе слов, сделайте исправления.
а) дактиль а) сравнение а) аллегория
б)
рассказ б)
ямб б)
басня
в) роман в) анапест в) баллада
г)
хорей г) метафора г) поэма
д)
эпитет д)
олицетворение д) антитеза
е)
гипербола е)
пословица е)
инверсия
(3 балла)
3.
Напишите
литературоведческую статью: «Гипербола - это…».
( 1 балл)
4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных
писателей.
1) Иван Алексеевич 1) Маршак
2) Роберт 2)
Метерлинг
3) Михаил Юрьевич 3) Бунин
4) Василий Андреевич 4) Жуковский
5)
Роберт Льюис 5) Крылов
6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс
7) Иван
Андреевич
7) Стивенсон
8)
Морис 8)
Лермонтов
(8 баллов, по 1
баллу за каждый правильный ответ)
5. В
предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался
хрустальными звёздами» -
выделенные слова являются:
а)
логическими определениями
б)
постоянными эпитетами
в)
эпитетами
(1 балл)
6.Какую форму для
написания «Капитанской дочки» избрал автор?
а) эпистолярная б) мемуарная
в) дневниковая г)
объективно-повествовательная
(1
балл)
7. Назовите героинь из известных вам
произведений:
а)
«Ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. Отец любил её до
безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась
среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»
б)
«Когда она улыбалась, её тёмные,
как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка
весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной
коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она -
тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым
светом»
(По
одному баллу за каждый правильный ответ, макс. 2 балла)
8.
Во
фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:
а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?
(1 балл)
9. Произведение Е.И. Носова
«Живое пламя» по жанру:
а)
очерк; б) воспоминания; в) рассказ;
(1 балл)
10. Определите стихотворный размер:
а) В надежде славы и
добра
Гляжу вперед я без
боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и
казни.
( А.С.Пушкин)
б) Листья в поле
пожелтели,
И кружатся, и
летят.
Лишь в бору
поникши ели
Зелень мрачную
хранят.
( ответ-5 баллов)
11. Назовите жанр произведений:
а)
В.А. Жуковский «Лесной царь»;
б)
Н.В.Гоголь «Ревизор»;
в)
М.Ю.Лермонтов «Мцыри».
(ответ-1
балл.)
12.Что связывает Черную речку и
гору Машук?
( ответ-5 баллов.)
13.
Творческое задание.
В мире существуют памятники не только выдающимся
людям,
оставившим свой след в реальной истории, но и героям
литературных
произведений. Есть такие памятники, например, в
Санкт-Петербурге –
Носу майора Ковалёва, или в Таганроге – Каштанке и
учителю гимназии
Беликову. Представьте себе, что у вас появилась
возможность поставить
памятник герою литературного произведения. Кому из
литературных
персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой
выбор. Опишите
свой памятник. Где бы вы выбрали для него место (В
какой стране? В
каком городе? Если город вам знаком, то в каком
месте города?) Как бы
выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось
обязательно
выделить?