Психологические задачи
Задание 1. Проанализируйте основные причины плохой коммуникации старшеклассника. Назовите вероятностные факторы возникновения этих недостатков общения.
1. Непонимание важности общения.
2. Неправильная установка человека (стереотипы мышления, предвзятость представлений, неадекватность отношений, отсутствие внимания, интереса к собеседнику, пренебрежение к фактам и т.п.)
3. Дефекты речи.
4. Рассеянность внимания.
5. Алогичность, некритичность мышления.
6. Неразвитость воображения, преставлений.
7. Отсутствие техники, культуры общения.
8. Функциональное состояние (болезнь, утомление и т.п.)
Задание 2. По данным исследований 2002 - 03 гг., психологический портрет юноши следующий: только 16% выпускников школ имеют оптимальный уровень самосознания, который поможет им успешно социализироваться; у большинства старшеклассников неадекватная, незрелая самооценка и завышенный уровень притязаний. Опросы показали следующее: 2/3 старшеклассников в целом пессимистически оценивают собственное будущее.
Какие особенности самосознания свидетельствуют об успешном решении задач развития в ранней юности?
Задание 3. Из юношеских стихов:
А ты все мечешься? А ты все маешься?
Нет, голос режется! Внутри ломается!
Проанализируйте стихи с точки зрения возрастных особенностей и задач развития.
Задание 4. Из юношеских стихов:
Я хочу к тебе прорваться
Сквозь поломанные автоматы,
Сквозь набитые автобусы,
Сквозь насмешливые глаза,
Я хочу к тебе прорваться
Сквозь тройное одиночество,
Сквозь привычку расставаться,
Сквозь саму себя.
Проанализируйте стихи с точки зрения возрастных особенностей и задач развития.
Задание 5. Из письма: «Надо воспитывать в себе Человека с большой буквы. Это трудно. Но это необходимо. Эти мысли терзают меня сейчас. Мне трудно все это изложить в письме, но со мной сейчас происходит какая-то катастрофа, в результате которой я становлюсь опытней и глубже всматриваюсь в жизнь, постигаю то, что раньше не знал. У меня сейчас много сомнений, неясностей, и все это требует ответа».
Проанализируйте текст. Каково психологическое содержание отраженных в нем переживаний? Типичны ли они для юношеского возраста?
Задание 6. Объясните, как наблюдаемые у подростков и юношей морфо-функциональные изменения могут повлиять на их представление о себе и самооценку. Приведите пример влияния культурных идеалов на адаптацию к внешнему облику в юности.
Задание 7. Назовите проблемы, связанные с рождением детей у юных родителей.
Задание 8. Опишите факторы и процессы, способствующие моральному развитию и выбору ценностных ориентаций в годы юности.