Ни одна летопись не донесла до нас упоминания о святых супругах, а о событиях их жизни известно лишь из литературного произведения «Повесть о Петре и Февронии», которая была написана в годы царствования Иоанна Грозного. Автором этой повести был священник Ермолай, служивший в одном из соборов московского Кремля. В своем агиографическом произведении он опирался на муромские народные предания, сохранившиеся в устной форме.
Сказание говорит о том, что в Муроме жил некогда князь Павел, к жене которого стал являться огненный змей, принимая образ самого князя и склоняя женщину на блуд. Княгиня рассказала мужу об этом искушении, и он повелел ей узнать, кто сможет его погубить. Когда змей вновь явился к княгине, она узнала, что он страшиться лишь брата князя, юного Петра. Князь Павел обратился к брату, прося его избавить жену от змея, и тот, взяв меч, убил искусителя. Однако капли крови змея обрызгали юного князя, а вскоре он тяжело заболел проказой, и никто не мог найти средства для исцеления страшной болезни. Во сне ему было сказано, что исцелить его сможет лишь дева Феврония, живущая в рязанском княжестве.
Когда князь пробудился, то послал своих слуг на поиски Февронии: когда девушку нашли, то она обещала вернуть ему здоровье, если князь женится на ней. Петр дал обещание, но когда девушка излечила его травами, то князь, не желая жениться на простолюдинке, нарушил свое обещание. Однако вскоре болезнь возобновилась, и молодой князь вынужден был вернуться к Февронии, обещая в этот раз жениться на ней, если она вновь исцелит его. Дальше в «Повести» рассказывается о том, что муромские бояре не пожелали, чтобы их княгиней была простая девушка из чужого княжества, и Петр с молодой супругой вынужден был покинуть Муром. Но город постигли различные бедствия, и бояре увидели в этом наказание за непослушание князю и просили его вернуться в город вместе с княгиней. Впоследствии Феврония смогла завоевать любовь и уважение жителей Мурома.
Семейная жизнь княжеской четы длилась долго и была счастливой. О том, были ли у них дети, ничего не известно, однако они признаны святыми не за многочадие, но за хранение любви и святости брака. На склоне лет Петр и Феврония решили принять монашеский постриг. По преданию, они отошли ко Господу в один день и час, и хотя усопших погребли в разных монастырях, их мощи были найдены в одном гробу, свидетельствуя о том, что и после смерти супруги остались неразлучными.
«Повесть о Петре и Февронии» не может считаться житием в прямом смысле, поскольку в ней нашли отражение различные фольклорные предания и сказания, а также символические образы и аллегории. Так, например, образ огненного змия в средневековой литературе часто символизировал собой страсть блуда. Однако это древнерусское произведение, помимо художественной ценности, является весьма важным для понимания христианского отношения к браку. В нем выражается мысль о ценности семьи и о ее важной роли в христианской Церкви. На Руси издревле существовало почитание благоверных Петра и Февронии. В середине XVI века они были канонизированы в Русской Православной Церкви и с тех пор считаются покровителями христианской семьи и брака. К ним часто обращаются молодые супруги, прося о сохранении любви и счастья в их семье.
День памяти святых Петра и Февронии Муромских С 2008 года в день памяти святых Петра и Февронии в России отмечается праздник семьи, любви и верности. В настоящее время во многих городах страны находятся памятники и скульптурные композиции, посвященные этим святым супругам. Символом праздника стала ромашка, которая своим белым цветом напоминает о чистоте и святости брака. День памяти Петра и Февронии всегда попадает на Петровский пост. Во время постов венчание не совершается, потому священный Синод принял решение установить еще один день памяти в честь святых, который связан с перенесением их мощей и совершается в воскресенье, предшествующее 6 сентября.