В средние века, когда Европа длительный период находилась в состоянии экономического и культурного застоя, значительного развития достигла арабоязычная культура. Вобрав в себя культуру многих народов (персов, таджиков, узбеков, туркмен, сирийцев, египтян, арабов и многих других), она внесли большой вклад в развитие науки, философии, литературы и искусства.
Образование Халифата, мусульманской феодальной державы, началось в VII веке и было обусловлено сначала освободительными (под знаменем ислама), а затем — завоевательными походами арабов.
Возникшая огромная единая арабская держава от Средней Азии и Персии на Востоке до Пиринейского полуострова на Западе просуществовала недолго. Во второй половине VIII века образовались 2 халифата — Восточный с центром сначала в Дамаске, а затем в Багдаде и Западный с центром в Кордове. Экономическая и культурная общность народов, входивших в состав халифатов, сохранилась и продолжала развиваться еще на протяжении ряда веков. Обширная торговля арабов способствовала взаимному обогащению культуры многих народов. Поскольку господствующим языком в халифатах был арабский (его называли «латынью Востока»), то культурное и научное наследие средневекового Востока в буржуазной исторической науке обычно именуют «арабской» культурой и наукой. В советской историографии она справедливо называется арабоязычной.
Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Дамаск (VII век), Багдад (VIII—IX века) и Кордова (X век).
В Кордовском халифате во времена его расцвета было 10 высших школ, тогда как в Западной Европе имелось только 2—Салернский и Парижский университеты. Некоторым из арабских школ посвящены специальные почтовые выпуски. Так, в Марокко в 1960 г. серией почтовых марок отмечено 1100-летие Сарацинского университета в Фесе; в Египте в 1975 г. были выпущены конверт и серия марок, посвященные 1000-летию университета в Аль-Азхаре и произведено гашение марок специальным штемпелем.
Наравне с философией, математикой, географией, историей, естествознанием и филологией медицина составляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. Видными деятелями медицины явились представители многочисленных народов, населявших халифаты, или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы — основатели крупных медицинских школ и больниц с IV века, хорезмийцы, персы, армяне, азербайджанцы, египтяне, евреи, мавры, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи. Они сыграли большую роль в сохранении наследия древней медицины и дальнейшем ее развитии. Врачи халифатов оказали значительное влияние на развитие медицины Западной Европы. Восточная средневековая медицина обогатила медицинскую науку эпохи Возрождения и явилась одним из ее ценных источников.
Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен халифатов стали X—XI века. Это было время, которое впоследствии назвали «Восточным Ренессансом». Величайшими врачами этого периода были и представители арабоязычной медицины.
Аль-Джебр ибн-Хайян (латинизированное Джебир, Гебер, 721—815) — ученый, алхимик. Среди многочисленных сочинений наибольшей известностью пользовались его трактаты по алхимии. В отличие от других алхимических трактатов того времени, в сочинениях Аль-Джебра основное место занимает описание различных практических химических операций. Ему приписывают получение кислот, спирта, хлорной ртути, нитрата серебра и других соединений. Он пользовался перегонным кубом, водяной баней, применял фильтрование и дистилляцию. Он создал «Золотой эликсир», которому приписывал большую силу и лечил им многие болезни. Аль-Джебр выступал за использование достижений алхимии в медицине (Сирия, 1968