Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Стародум избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Или
Человек просвещенный и передовой - это Стародум. Он горячий защитник просвещения и человечности. Его возмущают косность, дикость помещиков, а также бесчеловечное угнетение крепостных. Он заявляет: "Угнетать рабством себе подобных беззаконно". Стародум много рассуждает о нравственном воспитании, которому придает большее значение, чем образованию: " Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище... " Учителя изображены сатирически, потому что Фонвизин обличал недостатки того времени (такие учителя не были редкостью, особенно такие, как Вральман. У дворян в 18 веке был обычай поручать воспитание и обучение детей иностранцам, часто совершенно не походившим к роли педагога) . Автор воспитывал гражданские чувства, звал к действию.