Т о л ь к о т в о я с к а з к а..
Сказки любят все. Кто-то смотрит фильмы или мультфильмы,
кто-то читает, воображая описанных героев и их приключения. Это просто. А Петр
Ильич Чайковский предложил нам гораздо более увлекательное занятие. Он написал
цикл музыкальных миниатюр для юных любителей музыки, который назвал "Детский
альбом". В нем есть удивительная пьеса, которая называется "Нянина сказка".
"Жил-да-был", - говорит няня. Тук-тук-тук! Так стаккато рассказывает
нам о герое, его встречах с разными персонажами. Добрыми или злыми, еще не
очень понятно, но мы внимательно вслушиваемся, следим за паузами, акцентами, подъемами и спадами отрывистых аккордов.
Стремительный взлет голосов на
крещендо, три такта форте с паузами, перемежающимися с почти одинокой "до" в разных октавах. Наш герой побеждает, как ему и нам кажется, главного злодея.(Осталась
одна голова у Змея Горыныча) Но куда же герой исчезает после этого? Его почти не слышно. (Рано герой радовался: в конце первой части, брызнула на
него кровь змеиная и усыпила).
От бодрых аккордов и подъема первой части остается только
один звук "до" на фоне плавной, колдовской, но довольно страшной мелодии из переливов низких басовых терций, который
говорит, что наш герой еще не побежден.
И действительно, терции на крещендо постепенно поднимаются, злые чары рассеиваются,
(подоспел, что ли, ворон с живой водой?!), повторяется первая часть пьесы. "Вот-он-я" - спешат успокоить нас герой и няня.
А затем ... мелодия опять уходит вверх. Сказка
не окончена. Завтра няня ее продолжит.
А
может это Садко был на морском дне? Или спящая царевна ждала жениха? Нянюшка может интересно и волшебно рассказать и как зайчик сумел из лисьей
пасти ускользнуть!
"Нянина сказка" довольно трудна для еще неумелых пальчиков.
Но если пьесу как следует разучить, то ее исполнение позволяет воображению
унести нас далеко-далеко. И каждый раз можно представлять себе новую сказку,
уже не нянину, а свою собственную.