1. произошло фактическое ограничение светской вла-
сти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на под-
держку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рыча-
гов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали
управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог
самостоятельно назначать высших государственных чиновников.
Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руко-
водившим судами и образованием.
2. в государственном механизме халифата еще боль-
ше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На
смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Соз-
дается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского
и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. ста-
новится одной из главных опор центральной власти. Однако в кон-
це IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские воена-
чальники расправляются с неугодными халифами и возводят на
престол своих ставленников.
3. усиливаются сепаратистские тенденции в провин-
циях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей стано-
вится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть
наместников над управляемыми территориями становится факти-
чески наследственной. Появляются целые династии эмиров, в луч-
шем случае признававших (если они не были шиитами) духовный
авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою
пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в
самостоятельных правителей. Укреплению их власти способство-
вало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для
подавления усиливающихся освободительных выступлений.
Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые
государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавка-
зье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным
главой суннитов, к Х в. фактически контролировал лишь часть
Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захва-
та Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды ли-
шался светской власти. Окончательно восточный халифат был за-
воеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была
перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохра-
нял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в. , когда оно
перешло к турецким султанам.