Герой
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ — герой сказки А. Гайдара (А. П. Голикова) , входящей в повесть «Военная тайна» (1935). Впервые сказка напечатана в апреле 1933 г. в газете «Пионерская правда» под заглавием «Сказка о военной Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» .
Гайдар задумывает эпический сказ о маленьком мальчике — М. -К. , человеке с душой настоящего командира, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им. Он помещает эту странную, по словам писателя, сказку в контекст повести о детях, отдыхающих в пионерском лагере на берегу теплого моря. В центре повествования оказывается малыш Алька, который по сути своей и является этим М. -К. Сказка о М. -К. — это «Алькина сказка» . Ее рассказывает девочка Натка в кругу пионеров, время от времени прерывая свое повествование: «Правильно, Алька, так ли я рассказываю? » И Алька каждый раз вторит ей: «Так, Натка, так» .
Гайдар называет повесть «Военная тайна» и сам признается, что собственно тайны никакой нет. Это сказка о жертвенном подвиге вои-на-Мальчиша и рассказ о маленьком мальчике, с чистым и мужественным сердцем, жертвенность судьбы которого для автора неизбежна. В ней и заключена тайна, которую должен раскрыть сам читатель. Образ мальчика Альки был задуман Гайдаром как героический. Неизбежность гибели ребенка от руки бандита предопределена автором в самом начале работы над повестью: «Мне легко писать эту теплую и хорошую повесть. Но никто не знает, как мне жаль Альку. Как мне до боли жаль, что он в юнце книги погибает. И я ничего не могу изменить» (Дневник, 12 авг. 1932 г.) .
Художественная сила Гайдара заключается в первую очередь в том, что С. Я. Маршак определял как «теплоту и верность тона, которые волнуют читателя сильнее всяких художественных образов» . Погибшего М. -К. «схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг» . В повести Альку схоронили на высоком холме над морем «и поставили над могилой большой красный флаг» .
В сказке присутствует и антигерой: Маль-
чиш-Плохиш — трус и предатель, по вине которого погибает М. -К.
Произведение Гайдара было ангажировано «оборонным» заказом, требовавшим романтизации Красной армии. Однако вольно или невольно эта стандартная социальная схема незаметно взламывается и пафос сказки поднимается до эпических обобщений, трактующих вечную тему борьбы добра со злом.
Еще в годы учебы в реальном училище Гайдар увлекался чтением «Калевали» и избрал темой сочинения «аллегорию» . Аллегоричны и собственные сны Гайдара, которые он в год создания сказки записывает в своем дневнике. В сказке есть образ трижды проскакавшего всадника, поднимающего на битву с врагом сначала воинов, потом стариков. И наконец, когда никого не осталось, М. -К. собирает на битву малышей. Этот троекратно возникающий всадник отчасти может вызывать апокалиптические ассоциации.
Сказка завершается славословием М. -К. , когда в вечную память о нем ему салютуют проезжающие поезда, проплывающие пароходы и пролетающие самолеты.
Лит. : Дубровин А. Язык «Сказки о военной тайне» А. П. Гайдара // Вопросы детской литературы. М. ; Л. , 1953; Комов Б. Гайдар. М. , 1979; Паустовский К. Встречи с Гайдаром // Жизнь и творчество Гайдара. М. , 1964.