(1)Три дня пути вдоль берегов Африки на остров Сокотра всё шло отлично.
(2)Попутный ветер надувал паруса, блестела рябь океана, да кое-где вздымались фонтаны китов. (3)Вдруг ветер резко повернул на юг, небо заволокло тучами, волны побелели, а через два часа началась настоящая буря. (4)Паруса давно убрали, и корабль с одними мачтами понесло на юг.
(5)Лишь на четвёртый день ветер стих. (6)Капитан вышел на палубу, поднял глаза и не
узнал неба: только маленькая звёздочка в созвездии Большой Медведицы стояла совсем низко. (7)«Несло нас на юг, – стал рассуждать капитан, – та звёздочка спустилась к самому горизонту. Теперь на север идём. Интересно, поднимется ли она?» (8)Приказав разбудить себя перед рассветом, капитан погасил светильник и заснул. (9)Когда его разбудили, он первым делом глянул на север: та звезда, которую мы теперь называем Полярной, стояла всё ещё низко, но она заметно поднялась. (10)И капитан повёл корабль на север до тех пор, пока Полярная звезда не поднялась на привычную для глаз высоту. (11)И тогда он приказал поворачивать на запад и во все глаза смотреть вперёд…
(12)На четвёртый день раздался долгожданный возглас: «Земля!» (13)А ещё час спустя
матросы стояли на берегу. (14)Полярная звезда помогла мореходам найти путь в океане! (По А. Некрасову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что корабль взял курс на север? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8–11 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.
12. В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.