Русская культура конца 18 начала 19 века конспект

0 голосов
65 просмотров

Русская культура конца 18 начала 19 века конспект


История (14 баллов) | 65 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Неизбежным следствием сближения русской литературы с западноевропейской было то, что русская, как менее зрелая, надолго подпала под влияние второй, более выработанной.Тредьяковский оказал поэзии важную услугу теорией тонического стихосложения. Его дело развил и закончил Ломоносов, по справедливости названный "отцом российской словесности", для которой он создал литературный язык и стих своими собственными произведениями в драматическом, эпическом и особенно лирическом (ода) роде, дав образцы и узаконив направление, впоследствии получившее название ложноклассического. Сумароков, первый директор первого постоянного русского театра и создатель его репертуара, прививает русской литературе французскую трагедию и комедию. В своих сатирах он, сообразно с духом времени, обличает пороки, происходящие от невежества, но осмеивает и новомодные недостатки поверхностных поклонников цивилизации. Эти две основные темы продолжали разрабатывать сатирические журналы 1769-1774 годов, необыкновенное развитие которых объясняется тем, что эпоха перелома давала особенно много пищи и для сатиры, и для комедии.В век Екатерины западноевропейское влияние ещё более усилилось. К нам переходят не только модные в Европе литературные формы, но и научно-философские теории. Начинается всеобщее увлечение просветительными идеями французских энциклопедистов.
В противоположность утилитарному взгляду на науку петровского времени, при Екатерине говорят уже о важности воспитания в смысле образования нравственного. Последнее направление отразилось и на произведениях одного из талантливейших людей екатерининского царствования Фонвизина. Его комедии проникнуты гуманным духом времени и отмечают, подобно сатирическим журналам, двоякого рода недостатки людей старшего и нового типа, и являются первыми действительно русскими комедиями, написанными в духе яркого реализма. Охватившее всех увлечение блеском царствования нашло выражение в сильных лирических излияниях "певца Екатерины II" - Державина, давшего русской литературе образцы стихотворений действительно поэтических и в некоторых произведениях ставшего выше современной ему литературы народностью мотивов. Херасков старается пополнить недостаток в русской литературе искусственного эпоса своей тяжеловесной "Россиадой", но общество, желающее "жить и жить давать другим", с большим удовольствием читает "Душеньку" Богдановича, шутливый тон и приятные картины которой более соответствуют вкусам времени. В критической атмосфере эпохи зарождается и басня Хемницера, положившая у нас твёрдое основание развитию этого литературного рода. 
Всё чаще слышатся требования более национального содержания литературных произведений. Княжнин пытается ещё продолжать в русском театре направление Сумарокова, но так как его произведения, несмотря на более совершенную форму, не в русских нравах, - принуждён отступить перед успехом мещанских драм, жалостных комедий Лукина с национальным содержанием и таких пьес из простонародного быта, как комическая опера "Мельник" Аблесимова. Правда, последние ещё нередко сбиваются на слащавый тон идиллических картин во французском вкусе, но к концу XVIII столетия ложноклассическая изысканность начинает терять свой кредит. Одни снисходительно обращают свой взор на презренную прежде "чернь", другие (Чулков) приступают к собиранию народных песен. А в некоторых умах укореняется мнение о несправедливости крепостного права, нашедшее яркое выражение в "Путешествии" Радищева.
Модное прежде вольтерьянство и злоупотребление материализмом и скептицизмом вызывают реакцию в виде развития масонства и оппозицию в лице группы людей с Новиковым во главе, которые, преследуя просветительные и филантропические цели, способствуют развитию книгопечатания и книготорговли в интересах не только образованных классов, но и масс. 
Во второй половине царствования Екатерины II выступил на литературном поприще Карамзин, сделавший своими произведениями более удачную попытку сближения литературной речи с разговорной. Воспитанный на языке екатерининских сатирических журналов, Карамзин популяризировал своими произведениями этот язык и внёс в литературу новое направление, получившее название сентиментализма, представлявшее шаг вперёд по сравнению с ложноклассицизмом уже по одному тому, что в повестях Карамзина изображалась обыденная жизнь, а не только геройские подвиги царей и придворных. Правда, под рукой Карамзина и его последователей произведения, рисующие обыденную жизнь, а в особенности крестьянскую, получили характер не реального изображения, а фантастического. 
В конце царствования Екатерины II, а в особенности Павла I, заметен упадок литературы, выразившийся в прекращении почти всех периодических изданий.



(204 баллов)
0

Жуковский, примыкая вначале к сентиментализму Карамзина, расширил сферу этого направления, познакомив русское общество с некоторыми произведениями западной литературы - Гёте, Уланда, Зейдлица, Шиллера и др. Отличаясь высокими поэтическими достоинствами в подлиннике, переведённые в не менее поэтической форме Жуковским, эти произведения были важным противовесом ложноклассицизму.

0

Не имея никакого отношения к западному немецкому романтизму, они у нас, однако, получили название романтических, как и за Жуковским удержалось название романтика.Не будучи романтиком в западноевропейском смысле, Жуковский отличался чуткой поэтической душой, благодаря чему русская литература получила образцы истинно свободного поэтического творчества.

0

Сантиментальные произведения Карамзина, проникнутые гуманным отношением к людям вообще, а в частности и к простому люду, не остались без влияния на общество. щё большую роль в этом отношении сыграли произведения Жуковского, ярко отражавшие мягкую, любвеобильную, идеалистически настроенную личность автора.

0

Однако, ни сентиментализм, дошедший до крайней слащавости (Шаликов), ни романтизм с мистическим и отвлечённым пониманием жизни не могли служить основой нашей будущей литературе.

0

Полное господство сентиментальных романов, как переводных, так и оригинальных, идиллическое освещение русской действительности, преувеличенный патриотизм, - всё это могло удовлетворять русские умы лишь до первого их глубокого проникновения в сущность западноевропейского просвещения.

0

Когда Отечественная война 1812 года привела русских в Париж, когда они непосредственно смогли увидеть плоды западного просвещения, - высокомерное отношение к Западу сменилось более здоровым течением мысли, более критическим отношением к условиям русского быта, результатом чего явилось опять сатирическое направление в литературе, поддерживаемое молодыми писателями этого времени (Долгорукий, Горчаков, Нахимов, Измайлов).

0

Особенно известны были романы Нарежного ("Бурсак", "Два Ивана" и др.), в которых русская жизнь со многими её отрицательными сторонами находит верное и художественное отражение. В них показаны пороки русской администрации, крепостное право и мистицизм, увлекавший в то время много русских людей.

0

Таким образом, реализм с сатирическим оттенком пробивался всё больше и больше. Высшего же проявления этот реализм достиг в басне. Написанные лёгким языком, басни Дмитриева и А. Е. Измайлова увлекали читателей.

0

К этому же времени расцвёл талант И. А. Крылова, басни которого представляли образцы самостоятельного творчества, как по содержанию, так и форме. Наиболее характерные особенности русского ума, облечённые в форму народной русской речи, нашли

0

Сори за длинный конспект запиши самое необходимое