Описание жизни и образов московского дворянства очень напоминает строки грибоедовского «Горя от ума» . Глухой муж одной из московских барынь, ее шпиц, «архивны юноши толпою» (Молчалин у Грибоедова «числился по архивам» ) как будто перешли со страниц комедии на страницы романа Пушкина. Об их умственных и культурных интересах автор пишет так: «Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор, Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор» .
Тем не менее поэт многое готов простить жителям этой столицы за подвиг «сердца России» в войне 1812 года, за то, что она не склонила головы перед Наполеоном и «готовила пожар Нетерпеливому герою» , за то, что это сердце Родины и родной город для каждого русского человека («Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!») .
Несмотря на все недостатки, москвичи остались хлебосольны и гостеприимны, они с радушием принимают приехавших родственников в свой круг: «Родне, прибывшей издалеча, Повсюду ласковая встреча» , что также вызывает симпатию и сочувствие со стороны поэта.
Столичное петербургское светское общество подробно изображено автором в первой и восьмой главах романа «Евгений Онегин» , в которых мы знакомимся с историей детства и юности Онегина и с историей жизни Татьяны после замужества. При изображении аристократического светского общества юмор и ирония Пушкина превращаются в сатиру. Изображая «цвет столицы, и знать, и моды образцы» , поэт показывает нам «необходимых глупцов» , «с виду злых» дам, Проласова, «заслужившего известность низостью души» , «на все сердитого господина» , «перекрахмаленного» нахала путешественника. По мнению автора, любой умный и здравомыслящий человек должен рано или поздно «условий света свергнуть бремя» и «отстать от суеты» . Именно так произошло с Онегиным, когда его первое юношеское увлечение светом проходит и они с автором становятся друзьями.
Точно так же относится к «удовольствиям» светской жизни и Татьяна Ларина. Попав в высшее светское общество Петербурга, Татьяна вовсе не в восторге от него. Ей плохо тут, она чувствует бездушие, фальшь, неестественность и неискренность окружающих ее людей. Все это она подчеркивает, когда говорит Онегину, что готова отдать «ветошь маскарада» светской жизни, «Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, за наше бедное жилище…» .
Если для поместного и московского дворянского общества у А. С. Пушкина находятся добрые слова, и он пишет в романе о каких то достоинствах, а не только о недостатках их представителей, то никаких добрых слов о петербургском обществе мы в романе не находим. Даже действие романа в обоих случаях, когда речь идет о столице, происходит зимой, такой же холодной, как официальный столичный город.
Таким образом, можно сказать, что подробно и полно изображая жизнь различных слоев русского дворянства в романе «Евгений Онегин» , показывая нам поместные и столичные его слои, автор все свои симпатии отдает помещикам, живущим в деревне, сохранившим связи с народными традициями и прекрасные нравственные жизненные принципы