13. В каком предложении необходимо поставить запятую?
1) Крошечные водяные капельки повисли на цветах и на стеблях изумрудной травы.
2) Из-за вершин деревьев выглянуло солнце и капельки росы сразу заискрились.
3) Утром яркое солнце быстро съело тонкий ледок и обогрело землю.
4) На пробудившейся от сна реке вдруг затрещали и двинулись огромные льдины.
Прочитайте текст и выполните задания 13–18.
(1)Дрессируя морских львов, я учил их доставать брошенные в воду предметы. (2)Морская львица Пицци была хорошим «водолазом»: она доставала со дна бассейна куски железа весом почти в десять килограммов! (3)И вот однажды я принёс большую куклу, в рост человека. (4)Вместо голо-
вы у неё был надутый бычий пузырь с нарисованным на нём лицом. (5)Я бросил куклу в воду и дал Пицци команду «спасай».
(6)Пицци тотчас скользнула в бассейн и схватила зубами пузырь. (7)Острые клыки моментально разорвали тонкую плёнку, воздух из пузыря вышел, и кукла потонула. (8)Пицци вернулась ко мне, ожидая награды, но я ничего не дал ей за такое спасение. (9)Затем кукле приделали новую голову-пузырь, бросили в воду и снова дали Пицци команду «спасай».
(10)И что же? − умное животное догадалось, что нельзя, спасая куклу, хватать её за голову. (11)Пицци притащила утопающую, крепко держа её за край платья. (12)В следующий раз я привесил к кукле грузило, и она ушла на дно, как настоящий утопающий. (13)Львица кинулась в глубину и через несколько минут вернулась со спасённой куклой.
(14)Мой помощник сказал: «А я понял, зачем вы это делаете: если её обучить, она будет спасать и настоящих утопающих!»
(по В. Дурову)
14. В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.
Ответ: ___________________________.
15. Почему Дуров не разрешал Пицци хватать куклу за голову?
1) Кукла без пузыря сразу же тонула.
2) Потому что надо было часто менять пузыри.
3) Спасая человека, Пицци могла поранить его зубами.
4) Дурову было жаль награды для Пицци.
16. Какой тип речи используется в предложениях 6-9 текста?
1) повествование
2) описание
3) повествование с элементами описания
4) рассуждение
17. В предложениях 7−9 найдите слово со значением «дар за какие-то услуги или отличия». Выпишите это слово.
Ответ: ___________________________.
18. В предложениях 10-12 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.
Ответ: ___________________________.
19. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
Ответ: ___________________________.
Часть 2
Для ответа на задание 20 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем выполните его. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
20. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Каждый из нас вид..л, как искрит..ся снег. На сугробах и доро..ках вспыхивают яркие искорки розовые з..лёные голубые. Это всё снеж..нки, словно бе..сч..тные крошеч..ные зеркал..ца, отража..т падающий на сне(г/к) свет луны или улич..ных ф.нарей. Поймай снеж..нку на рука(в/ф) шубы или на п..садоч..н..ю пл..ща(д/т)ку варе(ж/ш)ки присм..трись (к)ней п..внимательнее!
Снеж..нка настоящ..е ч..до пр..роды. Как об..яснить эту красоту? Даже невооружённым глазом ты вид..ш.., что она име..т шестиугольн..ю форму. Когда снеж..нка р..стёт, на каждой гран.. её шестиугольника по..вляют..ся новые точ..ки роста. (На)них – новые отв..твления. Так и возника..т сложный в..лшебный узор у зимних красавиц. Причём снеж..нки-сестриц.. не похожи дру(г/к) на друга. Творчество пр..роды (не)зна..т гр..ниц!