основных типа темперамента:
Сангвиник – человек, с повышенной реактивностью(активность и реактивность уравновешенны). Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активностью и энергичностью, с удовольствием принимается за новое дело и может долго работать и не утомляется. Быстро сосредотачивается, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и реакций. Присущи гибкость ума, быстрые движения, быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик – отличается высокой реактивностью и активностью. Но преобладает больше реактивность, поэтому он необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более инертен, в сравнении с сангвиником. Отсюда высокая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Экстраверт.
Флегматик – обладает высокой активность, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокоен. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новому, при этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверты.
Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, жесты бедны. Обычно неуверен в себе, робок. Неэнергичен, ненастойчив, легко утомляем и мало работоспособен. Присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических реакций. Большинство меланхоликов – интраверты.
Понятие о сознании. Развитие самосознания в раннем детстве.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции; Сознание характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью (направленностью на предмет); 3) способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания); 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего – структурами социальной системы, где существует индивид. Отечественной психологией было разработано общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интерироризации ребенком структур такой деятельности, как его общение со взрослым. Существует 2 процесса сознания: непроизвольный – когда процесс происходит сам по себе и произвольный – когда процесс организуется и направляется самим субъектом.
Согласно Фрейду, сознание –одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания – роль органа чувств для восприятия психических качеств, главным образом – для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия.
Развитие самосознания в раннем детстве. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице «Саша». Потом обычно также к трем годам, появляется местоимение «Я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но и того, что «Я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать это самооценкой в полном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.